Название: Трансформативная посвятительная традиция в даосизме и концепция сяня

Автор: Маслов Алексей Александрович

Организация: Институт Дальнего Востока РАН, Москва, Россия

Рубрика: Религия, культура, литература стран Восточной Азии

Для цитирования:
Маслов А. А. Трансформативная посвятительная традиция в даосизме и концепция сяня // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 4: Востоковедение. С. 9–24. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-4-9-24
Maslov A. A. Tradition of Transformative Initiation in Taoism and the Concept of xian. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 4: Oriental Studies, p. 9–24. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-4-9-24

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-4-9-24

УДК: 299.513 398.22 (571)

Аннотация: Настоящее исследование посвящено характеристикам одного из ключевых типажей даосской традиции – «сяня», которого обычно неточно понимают как «бессмертный». На основе ряда текстов даосской традиции «Линбао», «Шанцин», «Цюаньчжэнь» мы показываем, что обретение состояния сянь связано не с физическим бессмертием, а с получением глубокого трансформативного и трансперсонального опыта. Последователь проходит через ряд этапов трансформации, каждый из которых, в зависимости от конкретной школы, включает набор практик, нацеленных на достижение абсолютного покоя и самодеактуализацию. Такое перерождение также сопровождается получением яркого «света», обретением «сияния духа», погружением в «глубокую грезу», то есть связано с сильным внутренним переживанием. В ряде случаев это понимается как рождение себя в истинном виде (состояние «истинного человека»): прохождение через стадию «умирания в прошлом теле» и возрождения в новом, а также отправление в «далекие странствия», что типологически можно определить как особый тип перемены статуса и прохождение через систему посвятительных ритуалов.

Ключевые слова: Китай, религия, культура, даосизм, посвятительные практики, культ бессмертия, сянь, созерцания

 

Список литературы

Маслов А. А. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. М.: Алетейя, 2006.

Маслов А. А. Метафора мистического преображения в даосском тексте «Древо без корней» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 4: Востоковедение. С. 59–74.

Чжан Сыцзи. Сыма Чжэньжэнь «Цзован лунь» ды цзегоу, сюлянь юй шэньсюэ сысян [張思齊. 司馬承禎《坐忘論》的結構、修煉與神學思想]. Структура, методы практики и теологические идеи в работе Сыма Чжэньжэня «Рассуждение о сидении в забытьи» // Хундао. 2010. Вып. 43. (на кит. яз.)

Чэнь Иннин. Нюцзы даосюэ сяо цуншу [陳攖寧. 女子道學小叢書. 心一堂(秀威代理]. Малое собрание книг по даосской женской практике. Гонконг: Синьитан, 2010. (на кит. яз.)

Campany R. F. Signs from the Unseen Realm: Buddhist Miracle Tales from Early Medieval China (Kuroda Classics in East Asian Buddhism). University of Hawaii Press, 2012.

Cosmipopoulos M. B. Greek mysteries. Routledge, 2002.

Creel H. G. What Is Taoism. University of Chicago Press, 1970 (1956).

Despeux C. Gymnastics: The Ancient Tradition. In: Kohn L. (ed.) Taoist Meditation and Longevity Techniques. Ann Arbor: University of Michigan Center for Chinese Studies, 1989.

Gennep A. V. Rites of Passage. Routledge & Kegan Paul PLC, 1977.

Kaltenmark M. Le Lie-sien tchouan: biographies légendaires des Immortel Taoïstes de l'antiquité. Peking, Centre d'Études Sinologiques, 1953.

Kirkland R. Taoism: The Enduring Tradition. Routledge, 2004.

Kohn L. Early Chinese Mysticism: Philosophy and Soteriology in the Taoist Tradition. Princeton University Press, 1991, p. 96–104.

Kohn L. Sitting in Oblivion: The Heart of Daoist Meditation. Three Pines Press, 2010.

Komjathy L. The Way of Complete Perfection. SUNY Press, 2013.

Maspero H. Taoism and Chinese Religion. Quirin Press, 2014.

Paper J. D. The Spirits Are Drunk: Comparative Approaches to Chinese Religion. State University of New York Press, 1995.

Pregadio F. The Encyclopedia of Taoism. New York, Routledge, 2008, vol. 1, p. 911–913.

Sivin N. Chinese Alchemy: Preliminary Studies. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1968.