Название: Переосмысление ценностных установок китайского социалистического реализма в романе Чжан Вэя «Старый корабль»

Автор: Сидоренко Андрей Юрьевич

Организация: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Рубрика: Религия, культура, литература стран Восточной Азии

Для цитирования:
Сидоренко А. Ю. Переосмысление ценностных установок китайского социалистического реализма в романе Чжан Вэя «Старый корабль» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 4: Востоковедение. С. 59–68. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-4-59-68
Sidorenko A. Yu. Re-evaluation of Chinese Socialist Realism’s Value Directions in Zhang Wei’s “Ancient Ship”. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 4: Oriental Studies, p. 59–68. (in Russ.) DOI 10.25205/ 1818-7919-2020-19-4-59-68

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-4-59-68

УДК: 821.581

Аннотация: Рассматривается переосмысление ценностных установок китайского социалистического реализма как одна из значимых характеристик литературы нового периода на примере романа Чжан Вэя «Старый корабль» (1986). Детально рассмотрены образы ключевых персонажей романа в контексте ценностной структуры произведения на контрасте с ценностно-семантической структурой литературы предшествующего этапа, так называемой «красной классики» 1950-х гг. Также на примере творческого осмысления земельной реформы в романе произведен анализ нарративных ценностных установок китайского социалистического реализма в сравнении с романом Дин Лин «Солнце над рекой Сангань» (1948). На конкретных примерах показано, что основными векторами переосмысления ценностных установок китайского социалистического реализма являются авторская критика «революционной истории» через демонстрацию ее сопряженности с насилием, хаосом, погоней за личными и клановыми интересами, что реализуется рядом дескриптивных и нарративных приемов. Выводы, сделанные в статье, служат цели показать не только важность «революционной истории» для современной китайской литературы, но и изменения в ее творческом осмыслении после окончания «культурной революции».

Ключевые слова: китайская литература, Чжан Вэй, социалистический реализм, ценностная установка, китайская литература 1980-х гг., революционная история, земельная реформа в Китае, литература поиска корней, реализм, новая историческая проза, переосмысление, литература нового периода

 

Список литературы

Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига. 2007. 144 с.

Детинко Ю. И. Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа. Новосибирск, 2017. 168 с.

Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб: Искусство-СПБ, 2010. 704 с.

Никитина А. А. Особенности изображения героев в китайской романистике 50-х годов XX века // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Востоковедение и африканистика. 2013. № 4. С. 61–67.

Leung Laifong. Contemporary Chinese Fiction Writers: Biography, Bibliography, and Critical Assessment. New York, Routledge, 2017, 410 p.

Wang Der-wei. The Monster That Is History: History, Violence and Fictional Writing in Twentieth-Century China. Los Angeles, UCLA Press, 2004, 402 p.

Ван Биньбинь. Бэйминь юй кайтань – Чунду «Гучуань» Юй чуду «Цзююэюйянь» [王彬彬。悲悯与慨叹——重读《古船》与初读《九月寓言》] Скорбь и вздох сожаления – перечитывая «Старый корабль» и читая впервые «Сентябрьскую притчу» // Дандай цзоцзя пинлунь. 1993. № 1. С. 57–62. (на кит. яз.)

Гао Юаньбао. «Ишисинтай» юй «Дади» Дэ эрюань чжуаньхуа – Люэшо чжанвэйдэ «Гучуань» Хэ «Цзююэ юйянь» [郜元宝。“意识形态” 与“ 大地” 的二元转化—— 略说张炜的《古船》和《九且寓言》] Дуалистическая конверсия «идеологии» и «территории» – краткий обзор романов Чжан Вэя «Старый корабль» и «Сентябрьская притча» // Шэхуэй кэсюэ. 1994. № 7. С. 68–71. (на кит. яз.)

Гэн Чуаньмин. Чжанвэй юй эсу вэньсюэ [耿传明。张炜与俄苏文学] Чжан Вэй и русская советская литература // Вайго вэньсюэ яньцзю. 1995. № 3. С. 112–118. (на кит. яз.)

Дин Лин. Тайян чжао цзай санганьхэшан [丁玲。太阳照在桑干河上] Солнце над рекой Сангань. Пекин:Синьхуашудянь, 1950. 458 с. (на кит. яз.)

Ло Цянле. Сысяндэ дяосян:лунь «Гучуань» дэ чжути цзегоу [罗强烈。思想的雕像:论《古船》的主题结构] Мысленное изваяние: о тематической структуре романа «Старый корабль» // Вэньсюэ пинлунь. 1988. № 1. С. 13–23. (на кит. яз.)

У Цзюнь. Юаньцзуйдэ чаньхуэй, жэньсиндэ микуан – «Гучуань» жэньу лунь [吴俊。原罪的忏悔,人性的迷狂—《古船》人物论] Раскаяние в первородном грехе и человеческое помешательство // Дандай вэньсюэ пинлунь. 1987. № 2. С. 79–86. (на кит. яз.)

Чжан Вэй, Чжан Лицзюнь. Баочи «Ланмань» Ши жэньлэй дуйюй чэнчжан бэйцзюйдэ бэньнэн фанькан – Цун «Гучуань» Дао «Гаоюань» Дэ вэньсюэ дуйхуа [张炜,张丽军。保持“浪漫”是人类对于成长悲剧的本能反抗——从“古船”到“高原”的文学对话] Сохранение «романтики» – инстинктивное сопротивление человечества драме взросления – литературный диалог от «Старого корабля» до [романа] «На плоскогорье» // Вэньи Чжэнмин. 2011. № 4. C. 57–61. (на кит. яз.)

Чжан Вэй. Гучуань [张炜。古船] Старый корабль. Пекин: Жэньминь вэньсюэ чубаньшэ. 2016. 368 с. (на кит. яз.)

Чжоу Хайбо, Ван Гуандун. Шоуванчжэ дэ цзиншэнь ли’и – Чжанвэй чуанцзолунь [周海波,王光东。守望者的精神礼仪──张炜创作论] Духовный этикет наблюдателя – о творчестве Чжан Вэя // Дандай цзоцзя пинлунь. 1996. № 3. С. 102–111. (на кит. яз.)

Чэнь Гуин. Лаоцзы цзиньчжу цзиньи цзи пинцзе [陳鼓應。老子今注今譯及評介。] Лаоцзы с комментариями, переводами на современный язык и аннотациями. Пекин: Синьхуа шуцзюй. 1988. 491 с. (на кит. яз.)