Название: Модульная цифровая экспозиционно-образовательная платформа: концепция и внедрение в образовательный процесс по археологии на базе Новосибирского национального исследовательского государственного университета

Автор: Кожевникова Дарья Валерьевна 1, Бочарова Екатерина Николаевна 1, Шнайдер Светлана Владимировна 1, 2, Кривошапкин Андрей Иннокентьевич 1, 2

Организация:
1 Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск, Россия
2 Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Преподавание археологии и этнографии в вузах

Для цитирования:
Кожевникова Д. В., Бочарова Е. Н., Шнайдер С. В., Кривошапкин А. И. Модульная цифровая экспозиционно-образовательная платформа: концепция и внедрение в образовательный процесс по археологии на базе Новосибирского национального исследовательского государственного университета // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 5: Археология и этнография. С. 9–21. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-5-9-21
Kozhevnikova D. V., Bocharova E. N., Shnaider S. V., Krivoshapkin A. I. Modular Digital Exposition and Education Platform: Concept and Its Implementation into the Educational Process of Archaeology Based on Novosibirsk State University. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 5: Archaeology and Ethnography, p. 9–21. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-5-9-21

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-5-9-21

УДК: 378.147; 902

Аннотация: Анализируется опыт реализации принципиально новой образовательной интерактивной площадки на базе университета, основная идея которой заключается в эффективном использовании всех потенциально возможных каналов передачи информации от объекта к субъекту познания в системе высшего профессионального образования. Представленный в статье модульный экспозиционно-образовательный комплекс «Археология Евразии» научно-образовательного центра «Новая Археология» состоит из вещественных экспонатов и нескольких компьютеризированных стендов. В основу их организации легли современные принципы подачи учебного материала, такие как краткость, образность, разнообразие источников, интерактивность. Его активное использование в образовательном процессе позволяет повысить качество преподавания и уровень усвоения учебного материала. Исследование базируется на междисциплинарной методологии, включающей последние достижения в области образовательных и информационных технологий и archaeological science.

Ключевые слова: Новосибирский государственный университет, образовательный процесс, мультимедийные информационные технологии, модульность, интерактивность

Благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке «Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (ТОП 5-100)». Статья подготовлена в рамках проекта НИР № 0264-2019-0009 «Цифровые технологии в реконструкции стратегий жизнеобеспечения древнего населения Евразии»

 

Список литературы

Варламова К. С., Глечик Д. А., Рыбаков А. В. Использование мультимедиа технологий, программно-аппаратных средств виртуальной реальности и дополненной реальности в преподавании астрономии // Перспективы и возможности использования информационных технологий в науке, образовании и управлении: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Астрахань: Изд-во ИП Сорокин Р. В., 2019. С. 50–53.

Галкина Т. В. Музееведение: детский музей. Учеб.-метод. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. 32 с.

Зоткина Л. В., Ковалев В. С., Шалагина А. В. Возможности и перспективы применения трехмерной визуализации как инструмента анализа в археологии // Научная визуализация. 2018. Т. 10, № 4. С. 172–190. DOI 10.26583/sv.10.5.11

Новикова А. А. Использование виртуальной реальности в образовании // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VIII Всерос. студ. науч.-практ. конф. с международным участием. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. С. 6–7.

Романов Н. С. Актуальные подходы применения технологии виртуальной реальности для обучения сотрудников предприятий // Advances in Science and Technology. М.: ООО «Актуальность.РФ», 2019. С. 213–214.

Федченко А. Д. Виртуальная реальность в современных технологиях профессионального образования // Вестник магистратуры. 2020. № 1-1 (100). С. 47–48.

Чистяков П. В., Ковалев В. С., Колобова К. А., Шалагина А. В., Кривошапкин А. И. 3D моделирование археологических артефактов при помощи сканеров структурированного подсвета // Теория и практика археологических исследований. 2019. Т. 27, № 3. С. 102–112. DOI 10.14258/tpai(2019)3(27).-07

Шер Я. А., Вишняцкий Л. Б., Бледнова Н. С. Происхождение знакового поведения. М.: Научный мир, 2004. 279 с.

Bekele M., Pierdicca R., Frontoni E., Malinverni E., Gain J. A Survey of Augmented, Virtual, and Mixed Reality for Cultural Heritage. Journal on Computing and Cultural Heritage, 2018, vol. 11 (2), p. 1–36. DOI 10.1145/3145534

Camporesi C., Kallmann M. A framework for immersive VR and full-body avatar interaction. Proceedings of IEEE Virtual Reality (VR), 2013, vol. 79 (80), p. 18–20.

Franco P. Di G. Di, Camporesi C., Galeazzi F., Kallmann M. 3D Printing and Immersive Visualization for Improved Perception of Ancient Artifacts. Presence: Virtual and Augmented Reality, 2015, vol. 24, iss. 3, p. 243–264 DOI 10.1162/PRES_a_00229

Hammady R., Ma M., Temple N. Augmented Reality and Gamification in Heritage museums. In: 2nd International Joint Conference on Serious Games (26–27 September 2016). Brisbane, Australia, 2017, vol. 9894 LNCS, p. 181–187.

Mortara M., Catalano C. E., Bellotti F., Fiucci G., Houry-Panchetti M., Petridis P. Learning cultural heritage by serious games. Journal of Cultural Heritage, 2014, vol. 15 (3), p. 318–325. DOI 10.1016/j.culher.2013.04.004

Slon V., Hopfe C., Weiß C. L., Mafessoni F., Rasilla M. de la, Lalueza-Fox C., Rosas A., Soressi M., Knul M. V., Miller R., Stewart J. R., Derevianko A. P., Jacobs Z., Li B., Roberts R. G., Shunkov M. V., Lumley H. de, Perrenoud C., Gušić I., Kućan Ž., Rudan P., Aximu-Petri A., Essel E., Nagel S., Nickel B., Schmid A., Prüfer K., Kelso J., Burbano H. A., Pääbo S., Meyer M. Neandertal and Denisovan DNA from Pleistocene sediments. Science, 2017, vol. 356, iss. 6338, p. 605–608. DOI 10.1126/science.aam9695

Slon V., Mafessoni F., Vernot B., de Filippo C., Grote S., Viola B., Hajdinjak M., Peyrégne S., Nagel S., Brown S., Douka K., Higham T., Kozlikin M. B., Shunkov M. V., Derevianko A. P., Kelso J., Meyer M., Prüfer K., Pääbo S. The genome of the offspring of a Neanderthal mother and a Denisovan father. Nature, 2018, vol. 561, p. 113–116. DOI 10.1038/s41586-018-0455-x

Varinlioglu G., Halici S. M. Gamification of Heritage through Augmented Reality. Architecture in the Age of the 4th Industrial Revolution. In: Proceedings of the 37th eCAADe and 23rd SIGraDi Conference (University of Porto, 11–13 September 2019). Porto, Portugal, 2019, vol. 1, p. 513–518.

Williamson R. A. The Opportunities and Challenges of Preservation Technologies. Archives and Museum Informatics, 1999, vol. 13 (3–4), p. 211–225.

Wojciechowski R., Walczak K., White M. Building Virtual and Augmented Reality Museum Exhibitions Web3D. In: Proc. of the 9th International conference on 3D Web technology (California, April 2004). New York, Association for Computing Machinery Publ., 2004, p. 135–144. DOI 10.1145/985040.985060

 

Список источников

Научно-технический отчет к договору № 560 на оказание услуг в области информационных технологий для музея НГУ: НТО (заключ.) / ООО «СофтЛаб-НСК»; рук. В. С. Бартош; исполн.: И. В. Белаго [и др.]. Новосибирск, 2017. 47 с. Инв. № 17801.