Название: Семиотический метод и метод языкового поля как способы интерпретации фотопроектов (на материале творчества В. Кламма и Ф. Тёлкова)

Автор: Березнякова Клавдия Сергеевна, Некрасов Владислав Дмитриевич

Организация: Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Языки и дискурсы СМИ

Для цитирования:
Березнякова К. С., Некрасов В. Д. Семиотический метод и метод языкового поля как способы интерпретации фотопроектов (на материале творчества В. Кламма и Ф. Тёлкова) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6: Журналистика. С. 239–249. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-6-239-249
Bereznyakova K. S., Nekrasov V. D. Semiotic Method and Method of Language Field as ways of Interpretation of Photo-Projects (Based on the work of V. Klamm and F. Telkov). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 6: Journalism, p. 239–249. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-6-239-249

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-239-249

УДК: 81'22, 77.03

Аннотация: Тенденция изучения фотоконтента в современном медиапространстве набирает обороты и актуализирует проблемы интерпретации визуального образа. Под воздействием технологических новаций фотографический процесс трансформируется и требует не только профессиональной саморефлексии, но и подробного изучения с опорой на современные подходы и методы реконструкции текстов. Метод семиотического анализа и метод языкового поля позволяют выявить и проинтерпретировать смыслы, заложенные в фотопроектах. Семиотическая интерпретация ориентирована на анализ визуального образа, который представляет собой культурно обусловленную систему знаков. В свою очередь метод языкового поля позволяет выявить ключевые понятия в определенной тематике и связать их с периферийными, дополняющими ядро. В данной статье перспективность использования данных методов демонстрируется на материале фотопроектов В. Кламма и Ф. Тёлкова.

Ключевые слова: семиотика, фотография, фотопроект, фотожурналистика, интерпретация

 

Список литературы

Барт Р. Camera lucida. Комментарии к фотографии / Пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2011. 272 с.

Бурдье П., Болтански Л., Кастель Р., Шамборедон Ж.-К. Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии. М.: Праксис, 2014. 456 с.

Высоцкая И. В. Синкретизм в системе частей речи современного русского языка: Монография. М.: МПГУ, 2006. 304 с.

Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. М.: Логос, 2009. 272 с.

Коттон Ш. Фотография как современное искусство. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2020. 280 с.

Утехин И. В. Что такое визуальная антропология. Путеводитель по классике современного кино. СПб.: Порядок слов, 2018. 352 с., ил.

Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: Учебник / Пер. с польск. Н. В Морозовой, вступ. ст. Н. Е. Покровского. M.: Логос, 2007. 168 с. + 32 с. цв. ил.