Название: Имя литературного журнала как коммуникативный маркер

Автор: Данилова Стефания Антоновна 1, Бильченко Евгения Витальевна 2

Организация:
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
2 Национальный педагогический университет им. Драгоманова, Киев, Украина

Рубрика: Языки и дискурсы СМИ

Для цитирования:
Данилова С. А., Бильченко Е. В. Имя литературного журнала как коммуникативный маркер // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6: Журналистика. С. 205–215. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-6-205-215
Danilova S. A., Bilchenko E. V. The Name of Literary Magazine as a Communicative Marker. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 6: Journalism, p. 205–215. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-6-205-215

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-205-215

УДК: 801.73

Аннотация: Рассматривается проблема имени как символической пристежки (маркера), присваиваемой культурному объекту в процессе коммуникации. Раскрываются особенности сигнификации журналов поэзии в традиции и в киберпространстве. Для выяснения отличий обозначающего и обозначаемого используется сопоставление двух дискурсов: структурализма и постструктурализма как проявлений модерного и постмодерного путей мысли. Если в модерне имя воплощает событие смысла, в постмодерне порождает его, то при радикальном разрыве с данной оппозицией имя журнала должно удерживать его как постсобытийный субъект коммуникации.

Ключевые слова: имя, поэзия, сигнификация, структурализм, постструктурализм, коммуникативный маркер, литературный журнал

 

Список литературы

Бадью А. Этика: Очерк о сознании Зла / Пер. с фр. В. Е. Лапицкого. СПб.: Machina, 2006. 126 с.

Більченко Є. В. Сучасні моделі міжкультурної комунікації: від модерну до постмодерну, від постмодерну до неомодерну // Культурологічна думка. 2019. № 16. С. 81–90.

Вальденфельс Б. Возможности феноменологии сегодня // Вальденфельс Б. Мотив чужого. Минск: Пропилеи, 1999. С. 163–175.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1. 612 с.

Деррида Ж. Насилие и метафизика / Пер. с фр. A. B. Ямпольской // Эмманюэль Левинас: Избранное: Трудная свобода. М.: РОССПЭН, 2004. С. 663–722.

Жижек С. Возвышенный объект идеологии / Пер. с англ. В. Софронова. М.: Художественный журнал, 1999. 114 с.

Исупов К. Г. «Имя» // Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana) Серия: Языкознание и литературоведение. 2011. № 2 (19). С. 189.

Каверина Е. А. Художественные журналы Серебряного века: эстетика имени // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения. Сб. материалов Междунар. науч. форума. СПб., 2019. С. 152–153.

Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М.: Культура, 1996. 294 c.

Рашкофф Д. Медиавирус / Пер. с англ. Д. Борисова. М.: Ультракультура 2.0, 2003. 394 с.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 253–254.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. М. М. Беляева. М.: Весь Мир, 2003. 416 с.

Хайдеггер М. Путь к языку / Пер. с нем. В. В. Бибихина // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 259–273.

Шпенглер О. Закат Западного мира. М.: Альфа-книга, 2010. 1085 с.

Baudrillard J. Ecstasy of Communication. In: The Anti-Aesthetic. Essays on Postmodern Culture. Ed. by H. Foster. Port Townsend: Bay Press, 1983, p. 126–133.

Hall S. Encoding, decoding. Ed. by Simon During. In: The Cultural Studies Reader. London, Routledge, 1989, p. 90–103.