Название: Жанровая специфика литературно-драматического аудиоконтента

Автор: Кострюкова Елена Александровна

Организация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Рубрика: Теория и практика массовой коммуникации

Для цитирования:
Кострюкова Е. А. Жанровая специфика литературно-драматического аудиоконтента // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6: Журналистика. С. 141–158. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-6-141-158
Kostryukova E. A. Genre Specification of Literary-Dramatic Audio Content. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 6: Journalism, p. 141–158. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-6-141-158

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-141-158

УДК: 070 654.191.06

Аннотация: Актуализируются и систематизируются теоретические знания в области исследования отечественных литературно-драматических программ. Автор анализирует понятийный аппарат выбранного сегмента, предложенный теоретиками радиожурналистики за все время существования отечественного радиовещания, с учетом специфики трансформации контента в условиях современного медиарынка. Основой исследования стал анализ жанровой принадлежности 49 циклов «Детского радио» – единственной радиостанции России, в контенте которой доминируют литературно-драматические программы. Несмотря на регулярность появления таких программ не только в эфире, но и в Интернете, вопрос дефиниции их жанров остается открытым. В частности, основного для данного направления понятия «радиоспектакль» наиболее влиятельные теоретики касаются лишь косвенно. В настоящем исследовании автор более четко прорабатывает жанровую систему литературно-драматических программ.

Ключевые слова: радиожурналистика, радиоискусство, аудиоконтент, литературно-драматическое вещание, жанры, радиоспектакль

 

Список литературы

Бернштейн С. И. Язык радио. М.: Наука, 1977. 46 с.

Болотова Е. А. Формирование жанра документальной драмы в ответственном радиотеатре (1928–1932 гг.) // Филология: научные исследования. 2013. Вып. 4. С. 376–382.

Верник Э. Г. Мой радиотеатр. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 264 с.

Иоффе Р. М. Слушая – видеть // Советское радио и телевидение. 1962. № 7. С. 20.

Кононенко Н. Г. Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 288 с.

Круглова Л. А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития // Медиаальманах. 2018. № 1. С. 89–101.

Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2011. 320 с.

Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2012. 224 с.

  •  Т. М. Радиотеатр. Страницы истории и некоторые проблемы. М., 1970. 221 с.

Медиасистема России: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2019. 384 с.

  •  М. П. Эстетические проблемы радиоискусства // Радиоискусство: Теория и практика / Сост. В. П. Зверев. М.: Искусство, 1981. С. 5–48.

Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А. А. Шереля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. 480 с.

Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. 647 с.

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня М.: Изд. группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 240 с.

Шевелева Е. А., Серова Е. C. Единицы суправербального уровня: место и роль в создании акустического произведения (в контексте развития литературно-драматического радиовещания) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. Т. 15, № 4. С. 68–77.

Шерель А. А. В студии радиотеатра. М.: Знание, 1978. 48 с.

Шерель А. А. Рампа у микрофона: Театр и радио. Пути взаимного влияний. М.: Искусство, 1985. 301 с.

Шерель А. А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 576 с.

Hagelüken A. Acoustic (Media) Art: Ars Acustica and the Idea of a Unique Art Form for Radio – an Examination of the Historical Conditions in Germany. World new music magazine, 2006, no. 16, p. 90–102.

Hagemann C. Hörspielmusik, in: Funk, 1928, H.22, p. 169.

Knilli F. Das Hörspiel – Mittel und Möglichkeiten eines totalen Schallspieles [Means and possibilities of a complete sound play]. Stuttgard, Kohlhammer, 1961, 139 p.

Tuszewski E. Wprowadzenie dotematu: “Funkcje dzweiku i muzyki w dziele radiowym” [Some reflections on the topic “Music and sound functions in radio drama”]. In: Pierwsze ogolnopolskie sympozjum na tеmat “Funkcje dzweiku i muzyki w dziele radiowym”. Komitet do spraw Radia i Telewizja. Osrodek szkolenia i Doskonalenia kadr. Warszawa, 1976, p. 7–14. (in Pol.)