Название: Постправда как риторический феномен в современном медиапространстве
Автор: Шатин Юрий Васильевич
Организация:
Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия
Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Рубрика: Языки и дискурсы СМИ
Для цитирования:
Шатин Ю. В. Постправда как риторический феномен в современном медиапространстве // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6: Журналистика. С. 250–257. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-6-250-257
Shatin Yu. V. Post-Truth as a Rhetorical Phenomenon in Modern Media Space. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 6: Journalism, p. 250–257. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-6-250-257
DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-250-257
УДК: 316.77.070
Аннотация: Рассматривается воздействие неориторической теории Х. Перельмана на феномен постправды. Термин «постправда» появился в 1990-е гг., однако пик его популярности приходится на 2016–2020 гг. В 2016 г. оксфордский словарь отнес его к самому частотному слову, упоминаемому в СМИ. Причина такой популярности, по мнению большинства исследователей, связана с распространением и функционированием социальных сетей, где объективные факты оказываются менее влиятельными для общественного мнения в сравнении с эмоциями и персональными верованиями. Последнее пятилетие характеризуется постоянно нарастающим количеством работ, исследующих явление постправды в аспектах политологии, социологии, психологии, этики. Вместе с тем за эти годы не появилось статей, в которых постправда трактовалась бы как риторический феномен. Автор статьи пытается восполнить этот пробел и выделяет основные черты, характеризующие риторику постправды, среди которых выделяются тенденциозный отбор фактов и способов их размещения в медиасреде, жесткая схема нарратива, включающая четыре элемента: медийную персону, криминальное происшествие, пошаговое нарастание интриги и двусмысленный финал. Кроме того, чтобы стать постправдой, моделирование события должно содержать внутри себя определенный энергетический потенциал, обеспечивающий столкновение альтернативных версий. Таким образом, постправда как прием информационной войны и/или овладения интересом со стороны массового сознания стала возможной благодаря кардинальному изменению медиапространства. В то же время ее скрытые посылки однозначно апеллируют к неориторической теории Х. Перельмана.
Ключевые слова: постправда, неориторика, медиапространство, социальные сети
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-000-0760) «Анализ и моделирование структуры риторических аргументов в естественном языке на примере научно-популярного дискурса» в Институте филологии, Институте философии СО РАН
Список литературы
Виноградова Т. В. Исследование науки и технологий (STS) и политика постправды // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 8. Науковедение. 2018. С. 66–79.
Гарбузняк А. Ю. Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе // Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. 2019. № 1. С. 184–192.
Генис А. Постправда. Философия информационной войны // Новая газета. 2018. № 11. 2 февр.
Жолудь Р. В. «Эра постправды» в западной журналистике: причины и последствия // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Филология. Журналистика. 2018. № 3. С. 117–122.
Знаков В. В. Теоретические основания понимания западной постправды и русского вранья // Вопр. психологии. 2019. № 1. С. 16–30.
Шевченко А. А. «Постправда» как новый «режим истины» // Гуманитарный вектор. 2019. Т. 14, № 4. С. 8–14.
Шушпанова И. С. «Постправда» в социальной реальности: риски и угрозы // Социологические исследования. 2018. № 12. С. 94–104.
Fuller S. Post-truth. Knowledge as power game. London, 2018, 207 р.
Lynch M. STS, symmetry and post-truth. Social studies of science, 2017, vol. 47, no. 4, p. 593–599.
Perelman Ch. Olbrects – Tyteka L. The New Rhetoric. A Treatise on Argumentation. London, 1971, 566 p.