Название: «Группы смерти»: медиаконструирование социальной проблемы в обществе постправды

Автор: Жолудь Роман Владимирович, Фурсова Виктория Викторовна

Организация: Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия

Рубрика: Теория и практика массовой коммуникации

Для цитирования:
Жолудь Р. В., Фурсова В. В. «Группы смерти»: медиаконструирование социальной проблемы в обществе постправды // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6: Журналистика. С. 121–130. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-6-121-130
Zholud R. V., Fursova V. V. “Death Groups”: The Media Construction of a Social Problem in the Post-Truth Society. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 6: Journalism, p. 121–130. (in Russ.) DOI 10.25205/ 1818-7919-2020-19-6-121-130

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-121-130

УДК: 070.15 + 32.019.51

Аннотация: Рассматриваются особенности медиаконструирования социальной проблемы российскими СМИ на примере кейса «групп смерти» (2015–2017 гг.) в контексте влияния общества постправды на массовую коммуникацию. В ходе анализа выявляются факторы, формирующие искажение представлений о социальной проблеме, проводится аналогия с распространением в СМИ фейковых новостей. Особое внимание уделяется роли государства в медиаконструировании социальной проблемы «групп смерти» и ее идеологическом наполнении. На основании проведенного исследования делается вывод о том, что в обществе постправды медиаконструирование социальной проблемы протекает при эмоциональном, некритичном восприятии недостоверной, идеологически заостренной информации. С использованием фактического материала показывается разрыв между сконструированным в СМИ представлением о «группах смерти» и их реальным социальным значением.

Ключевые слова: медиаконструирование, группы смерти, общество постправды, социальные сети, идеология, фейковые новости, СМИ

 

Список литературы

Архипова А. С. и др. Группы смерти: от игры к моральной панике. М.: РАНХиГС, 2017. 24 с.

Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. 136 c.

Елисеева М. А. Революция как кризис духовного наследия: механизмы медиаконструирования // Философия времени: онтологические начала и ценностные дискурсы. Саратов: КУБиК, 2017. С. 93–97.

Жолудь Р. В. «Эра постправды» в западной журналистике: причины и последствия // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 3. С. 117–124.

Садчиков Д. И. Фейковые новости в социальных сетях: механизмы распространения и воздействия на аудиторию // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Екатеринбург: Ин-т современных технологий управления, 2018. С. 753–764.

Тузиков А. Р. Теории идеологии в западной социологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурсивных практик массмедиа. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2003. 60 с.

Хорошилов Д. А. Оцифрованный разум: медиатизация социального познания в культуре, науке и искусстве // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 4. С. 9–22.

Шайхитдинова С. К. Медиатеория: и «физики», и «лирики» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. «Гуманит. науки». 2010. № 5. С. 120–132.

Ball J. Post-Truth: How Bullshit Conquered the World. London, 2017, 320 p.

Couldry N., Hepp A. The mediated construction of reality. Cambridge, 2017, 290 p.

Fletcher К. et al. Measuring the reach of “fake news” and online disinformation in Europe. Reuters Institute for the Study of Journalism. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/measuring-reach-fake-news-and-online-disinformation-europe (accessed: 20.02.2020).

Keyes R. Post-Truth Era: Dishonesty and Deception in Contemporary Life. New York, 2004, 312 p.

Shao Сh. et al. The spread of low-credibility content by social bots. Nature Communications, 2018, vol. 9. URL: https://arxiv.org/abs/1707.07592v4 (accessed: 20.02.2020).

Vosoughi S. et al. The spread of true and false news online. Science, 2018, vol. 359, no. 6380. URL: http://science.sciencemag.org/content/359/6380/1146 (accessed: 20.02.2020).