Название: Мотив мастерства в современном традиционализме: особенности авторской репрезентации
Автор: Ковтун Наталья Вадимовна
Организация: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, Россия
Рубрика: Литературоведение
Для цитирования:
Ковтун Н. В. Мотив мастерства в современном традиционализме: особенности авторской репрезентации // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 9: Филология. С. 126–143. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-9-126-143
Kovtun N. V. The Motif of Mastery in Modern Traditionalism: Features of the Author’s Representation. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 9: Philology, p. 126–143. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-9-126-143
DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-9-126-143
УДК: 82.09
Аннотация:
Цель статьи – анализ мотива мастерства в современном традиционализме. Для исследования выбраны произведения Ф. Абрамова, В. Шукшина и В. Распутина как представителей социально-нравственной, экзистенциальной и «мистической» («мистический реализм») линий развития направления. В работе мы разделяем мотив ремесла и собственно искусного делания, анализируем эффект люминофании, свойственный последнему. В творчестве Шукшина мотив мастерства коррелирует с сюжетом цивилизации. В ранних текстах город представлен как перспективное для становления личности пространство, в поздних, напротив, образ города получает трагическое разрешение, мастер избирает путь наемного ремесленника, повторяющего чужие образцы. Подлинный мастер – «чудной», «дурень», не умеющий извлечь практическую пользу из своего искусства. Он создает свой мир как чудо, убежище, куда можно ускользнуть от жестокого настоящего.
В творчестве Абрамова темы труда, мастерства – ключевые, важны социально-нравственные усилия мастера, стремящегося преобразить дом, село, Русь здесь и сейчас. Происходит этизация труда, труд становится главной ценностью, молитвой, мастер принадлежит сказочному хронотопу, выполняет функции демиурга, открывающего профанам ремесла, культуру, вертикаль. Женщины зачастую проявляют мастерство в мужских профессиях («Майка-плотник»), что связано с особенностями послевоенного времени.
Мотив мастерства в поздних текстах Распутина коррелирует с мотивом смерти. Тема мастера, его судьбы разворачивается в знаковом рассказе «Изба», где встает вопрос о новом герое, способном вывести нацию из духовного тупика. Распутин, разочарованный в возможностях патриархального мужчины, шанс на обновление мироздания оставляет за женщиной, чей подвиг оттеняет присутствие мастера Савелия, образ которого подсечён фигурой Орфея. Когда для мастера нет уже места в реальности, он устанавливает личный контакт с временем, Вечность резонирует на вопрошание человека. На протяжении столетий опыт искания «тайной свободы», сотворение мастером света, накапливается, передается из поколения в поколение, что и определяет бытие культуры.
Ключевые слова: Абрамов, Шукшин, Распутин, мастер, традиционализм, «Изба»
Список литературы
Абрамов Ф. Повести и рассказы. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1985. 368 с.
Абрамов Ф. Повести. М.: Детская литература, 1988. 221 с.
Абрамов Ф. Горжусь, что я из деревни… // 15 встреч в Останкине. М.: Политиздат, 1989а. С. 88–117.
Абрамов Ф. Из колена Аввакумова: Повести. Рассказы. М.: Современник, 1989б.
Абрамов Ф. Братья и сестры. Роман: В 4 т. СПб.: Логос, 2008. Т. 2: Пути-перепутья. Дом. 718 с.
Абрамов Ф. Трава-мурава. Архангельск: Вече, 2020. 480 с.
Асоян А. А. Орфей и Эвридика в русской литературе ХХ века // Интерпретация текста: сюжет и мотив: Сб. науч. тр. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 144–161.
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Индрик, 1994. Т. 1. 800 с.
Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. М.: Искусство, 1956. Т. 1.
Васильева Г. М. Образ мастера в творчестве И. В. Гете и Л. Н. Толстого // Лирические и эпические сюжеты: Материалы к словарю сюжетов русской литературы. Новосибирск: СО РАН, 2010. Вып. 9. С. 92–100.
Галимова Е. Ш. Мотив праведности труда в прозе Ф. Абрамова // Характеры и судьбы: проза Ф. Абрамова: Сб. науч. ст. СПб.: Факультет филол. и искусств, 2010. С. 67–77.
Галимова Е. Мистическое в художественном мире Валентина Распутина // Творчество Валентина Распутина: ответы и вопросы: монография / Под ред. И. И. Плехановой. Иркутск: ИГУ, 2014. С. 66–76.
Глушаков П. С. Очерки творчества В. М. Шукшина и Н. М. Рубцова: классическая традиция и поэтика. Рига: ROTA, 2009. 279 с.
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1940. Т. 10.
Золотоносов М. Девушка с веслом // Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени. СПб., 1999. С. 20–29.
Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. 296 с.
Ковтун Н. В. Юродское странствие в поэтике Ф. Абрамова // Сибирский филологический журнал. 2010. № 3. С. 93–102.
Ковтун Н. В. Богоборцы, фантазеры и трикстеры в поздних рассказах В. М. Шукшина // Литературная учеба. 2011. № 1. С. 132–154.
Ковтун Н. В. Тема отлучения от свободы в ранней новеллистке А. Солженицына // Сибирский филологический журнал. 2012. № 1. С. 72–79.
Ковтун Н. В. Инопространство в поздних рассказах В. Распутина: «Изба» и «Видение» // Literatura. 2015. № 57 (5). С. 306–315.
Ковтун Н. «Матрёнин двор» и его корреляты в современной русской прозе // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2019. № 1. С. 92–103.
Ковтун Н. В., Степанова В. А. Проблема гендерной идентификации мужских образов в творчестве В. Распутина // Филологический класс. 2014. № 2 (36). С. 7–14.
Козлова С. М. Поэтика рассказов В. М. Шукшина. Барнаул: Изд-во АГУ, 1992. 180 с.
Лапшин И. И. Философия изобретения и изобретение в философии. М.: Республика, 1999. 399 с.
Лейдерман Н. Л. С веком наравне. Русская литературная классика в советскую эпоху: Монографические очерки. СПб.: Златоуст, 2005. 366 с.
Никитина М. Н. Мифопоэтический хронотоп в повести Федора Абрамова «Деревянные кони» // Характеры и судьбы: проза Ф. Абрамова. СПб., 2010. С. 78–88.
Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб.: Axioma, 1999. 237 c.
Платонов А. Собр. соч.: В 3 т. М.: Сов. Россия, 1984. Т. 1.
Плеханова И. И. Константы переходного времени. Литературный процесс рубежа ХХ–ХХI веков. Иркутск: ИГУ, 2002. 491 с.
Распутин В. Собр. соч.: В 4 т. Иркутск: Изд. Сапронов, 2007а.
Распутин В. В поисках берега: Повесть, очерки, статьи, выступления, эссе. Иркутск: Изд. Сапронов, 2007б. 527 с.
Русская эпиграмма. М.: Худож. лит., 1990. 367 с.
Рыбальченко Т. Л. Антропологические акценты образа старика в русской прозе второй половины ХХ века // Время и творчество В. Распутина: история, контекст, перспективы: Материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения В. Г. Распутина. Иркутск: ИГУ, 2012. С. 222–240.
Семина К. А. О феномене греческого храма // Вестник Древней истории. 1966. № 4. С. 124–132.
ССЗ – Словарь символов и знаков / Сост. Н. Н. Рогалевич. Минск: Харвест, 2004. 512 с.
Смирнов И. П. Генезис. Философские очерки по социокультурной начинательности. СПб.: Алетейя, 2006. 288 с.
Соколова И. В. Малая проза Федора Абрамова: авторская концепция темы женской судьбы // Характеры и судьбы: проза Ф. Абрамова. СПб., 2010. С. 89–103.
Соловьев Вл. «Неподвижно лишь солнце любви…»: Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М.: Московский рабочий, 1990. 445 с.
Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.; Л.: Худож. лит., 1928–1959.
Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988. С. 7–16.
Урманов А. Творчество Александра Солженицына. М.: Флинта-Наука, 2003. 384 с.
Успенский Б. А. Избр. тр.: В 2 т. М.: Гнозис, 1994. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. 432 с.
Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. СПб.: Спикс, 1994. 793 с.
Чехов А. П. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1976. Т. 4.
Шукшин В. М. Собр. соч.: В 5 т. М., 1996. Т. 5.
Шукшин В. М. Собр. соч.: В 5 т. Екатеринбург: Посылторг, 1994.
Bataille G. Die Tranen des Eros. Munchen, 1981.