Название: «Первоначальный курс обучения» В. А. Жуковского: опыт реконструкции и анализа визуального ряда

Автор: Долгушин Дмитрий Владимирович, Панина Нина Леонидовна

Организация: Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Литературоведение

Для цитирования:
Долгушин Д. В., Панина Н. Л. «Первоначальный курс обучения» В. А. Жуковского: опыт реконструкции и анализа визуального ряда // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 2: Филология. С. 94–109. DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-2-94-109
Dolgushin D. V., Panina N. L. Initial Course of Study by V. A. Zhukovsky: Experience of Reconstruction and Analysis of Visuals. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 2: Philology, p. 94–109. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-2-94-109

DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-2-94-109

УДК: 821.161.1

Аннотация:
Введение. Цель статьи – исследовать малоизученный педагогический проект В. А. Жуковского последних лет жизни («Первоначальный курс обучения», далее «Курс») с точки зрения взаимодействия в нем вербальных и визуальных элементов.
Постановка проблемы. Основная часть работы над «Курсом» пришлась на 1848–1851 гг. Создаваемые разработки поэт апробировал на уроках со своей дочерью. «Курс» должен был состоять из трех частей: 1) языка; 2) математики; 3) Священной истории. Для каждой из этих частей Жуковским были подготовлены наглядные таблицы, которые являются оригинальным опытом комбинации вербального и визуального (графического) материала. Ставка на визуальность, эксперименты с ней для середины XIX в. были новаторской педагогической стратегией. Анализ используемых Жуковским приемов сочетания визуального и вербального позволит обнаружить связь между творческими стратегиями Жуковского-поэта и Жуковского-педагога.
Обсуждение результатов исследования. Типы графических элементов, задействованных в «Курсе», очень разнообразны: это сюжетно-образные изображения, пиктограммы, идеограммы, символы, их комбинации, подобные идеографическому письму, а также диаграммы, в которых используются различные способы цветового выделения элементов. На основе рукописного материала из фонда Жуковского в РНБ в статье подробно анализируются самые важные из них: сюжетно-образные изображения, схемы и мнемонические символы. В ходе исследования идентифицируется характер взаимодействия знаков различной природы в гетерогенной (визуально-вербальной) среде «Курса» и обнаруживается, что в материалах «Курса», относящихся к Священной истории, используется модель креолизованного, а в материалах по математике и языку – поликодового текста.
Факт взаимодействия в «Курсе» различных семиотических систем имел для Жуковского принципиальное значение. Процесс концентрации, «свертывания» содержания в визуальные знаки-идеограммы, а затем нарративного развертывания его в процессе ответа ученика составлял методическую основу разрабатываемой им визуальной дидактики. Приемы, использованные Жуковским-педагогом, можно сопоставить с приемами, использованными Жуковским-лириком в манифестах его «поэтической философии» – стихотворениях «Невыразимое» и «Лалла Рук». Оба эти текста представляют собой экспликацию романтического двоемирия, но в «Невыразимом» идея двоемирия артикулирована с помощью суггестивной поэтики, а в «Лалла Рук» – с помощью поэтики эмблематической. В поэтике «Невыразимого» господствует отказ от фигуративности в пользу сложным образом интонированной атмосферности, который близок художественному языку живописи. В противоположность «Невыразимому» образный язык стихотворения «Лалла Рук» фигуративен настолько, что это стихотворение можно считать экфрасисом барочной эмблемы. Суггестивная живопись и эмблематическая графика – вот два полюса, между которыми колеблются и художественный, и поэтический, и педагогический язык Жуковского. Стилистика «Курса» близка, конечно, ко второму из этих полюсов.
Выводы. На замысел «Курса», несомненно, повлияли такие виды семейного общения взрослых и детей, как домашняя фантазийная игра (проигрывание книг и сюжетов), настольная игра (карточные и иные обучающие игры, кассы слов), игра в шарады. Но кроме того, очевидно влияние переводческой деятельности Жуковского и определенной специфики его художественного сознания, своеобразной «привычки к переводу», проявляющейся в множащихся способах передачи одного значения в разных формах, визуальных и метафорических.

Ключевые слова: В. А. Жуковский, романтизм, эмблематика, визуальная дидактика, креолизованный текст, поликодовый текст, домашняя педагогика в России XIX в.

Благодарности: Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20-012-00529)

 

Список литературы

Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия, 2003. 128 с.

Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Изв. Урал. гос. пед. ун-та. Серия: Лингвистика. 2000. № 3. С. 104–110.

Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург, 2013. 194 с.

Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. 356 с.

Добровольская Е. Б. «Это педагогическая поэма». В. А. Жуковский – воспитатель своих детей // В. А. Жуковский и русская культура: Сб. науч. ст. СПб., 2005. С. 182–195.

Долгушин Д. В. Иконическая и словесная репрезентация текста в «Живописной Священной истории» В. А. Жуковского // Духовно-нравственные основы российской культуры и образования: Сб. науч. ст. / Отв. ред. М. И. Стрельцова. Новосибирск, 2015. Вып. 3. С. 57–72.

Долгушин Д. В. «Педагогическая поэма» В. А. Жуковского (по неизданным материалам) // Сибирский филологический журнал. 2018. № 1. С. 89–106.

Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Д. Локк, Руссо, И. Г. Песталоцци / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. 416 с.

Маамуд Ангуло М. Контексты, репрезентативность и текстовые единицы: три методологических принципа в исследовании учебных пособий в Испании // «Начало учения дѣтем». Роль книги для начального обучения в истории образования и культуры: Сб. ст. / Под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой. М.: Канон+, 2014. С. 419–446.

Максименко О. И. Поликодовый vs креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. № 2. С. 93–102.

Никонова Н. Е. В. А. Жуковский – современник педагогического века Германии: немецкая литература о воспитании и творческие искания поэта 1840–1850-х гг. // Имагология и компаративистика 2014. № 1. С. 87–124.

Ребеккини Д. Мир символов: мнемонические таблицы В. А. Жуковского и их значение // Жуковский: Исследования и материалы / Гл. ред. А. С. Янушкевич. Томск: ТГУ, 2017. Вып. 3. С. 238–257.

Ромашина Е. Ю., Тетерин И. И., Старцева Н. М., Фуртова Г. А. Очевидная грамота: визуальный ряд российских азбук и букварей XIX – начала XX в. Тула: Дизайн-коллегия, 2019. 268 с.

Ромашина Е. Ю., Тетерин И. И. Визуальный ряд российских азбук и букварей: методология исследования // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации. М.: МПГУ, 2019. С. 253–258.

Уткинский сборник. Письма В. А. Жуковского, М. А. Мойера и Е. А. Протасовой / Под ред. А. Е. Грузинского. М., 1904. 302 с.

Школьные пособия раннего Нового времени. От Часослова к Orbis sensualium pictus / Под ред. К. А. Левинсона, Ю. Г. Куровской, В. Г. Безрогова. М.: Памятники исторической мысли, 2017. 400 с.

 

Список источников

Жуковский В. А. Соч. 8-е изд. СПб., 1885. Т. 6. 640 с

РГБ. Ф. 104. Карт. 1. № 21 (Журналы учения А. В. Жуковской).

РНБ. Ф. 286. Оп. 1. № 128 (Жуковский В. А. Материалы о преподавании, о грамматике, материалы для «Живописной Священной истории»); № 131 (Таблицы «Живописной Священной истории»); № 132-а (Таблицы для практического курса первоначального обучения); № 132-б (Таблицы для практического курса первоначального обучения); № 133 (Мнемоника. Восемь таблиц).

Dittmar H. Geschichte der Welt. Bd. 1–4. Heidelberg, 1846–1851. (инв. номер НБ ТГУ 16247).

La Bible. Traduction de la Vulgate par Le Maistre de Sacy. Ancien Testament. Nouvelle édition, ornée de figures gravées sur acier. Paris, 1834–1836. T. 1–3. 1267 p. (инв. номер НБ ТГУ 12048)

Ramsauer J. Die Liebe in Erziehung und Unterricht. Ein Büchlein für Eltern und Lehrer, namentlich für Mütter aus den gebildeten Standen. Zum Andenken Pestalozzi's und zu seinem hundertjährigen Geburtstage. Elberfeld & Meurs, Verlag der Rheinischen Schulbuchhandlung, 1846. 304 S. (инв. номер НБ ТГУ 13915).