Название: Жанр пасхального рассказа: завершение духовно-нравственных исканий А. П. Чехова («Святою ночью», «Студент», «Архиерей»)

Автор: Козлова Яна Олеговна

Организация: Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Литературоведение

Для цитирования:
Козлова Я. О. Жанр пасхального рассказа: завершение духовно-нравственных исканий А. П. Чехова («Святою ночью», «Студент», «Архиерей») // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 2: Филология. С. 120–127. DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-2-120-127
Kozlova Ya. O. The Easter Short Story Genre as the Result of Spiritual and Moral Strivings of A. P. Chekhov (On the Night before Easter, Student, and Bishop). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 2: Philology, p. 120–127. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-2-120-127

DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-2-120-127

УДК: 82-32

Аннотация:
Рассматривается реализация жанра пасхального рассказа в «вершинных» произведениях А. П. Чехова, посвященных духовно-нравственной проблематике («Святою ночью» (1886), «Студент» (1894), «Архиерей» (1902)). Выявляются типологические черты пасхальной словесности, нашедшие отражение в календарных текстах писателя. Обосновывается их органичное включение в художественный мир Чехова.
Рассказ «Святою ночью» отмечен лиризмом и нарастанием драматизма изображения посредством пейзажных зарисовок, соотносимых с онтологической составляющей таинства, происходящего в Святое воскресенье. Проблематика произведения раскрывается в том числе посредством включения в повествование оппозиций «чуткие / грубые персонажи», «хаос / гармония». Выделяются пасхальная мотивика и атрибутика, присущие жанру «классического» пасхального рассказа.
В рассказе «Студент» общность телесного и духовного, созвучная описанию природы, только усиливается. Демонстрируется взаимопроникновение времени и пространства и веры в существование всеобщей связи между людьми и эпохами, неподвластное течению истории. Беседа у костра поздним вечером, в Страстную пятницу, помогает герою переосмыслить свою жизнь и осознать первостепенность сопричастности к страданиям и переживаниям других. В рассказе проявляется установка на позитивное начало и транслируется ценность «вечных» истин – правды и красоты.
В «Архиерее», подобно рассказам «Святою ночью», «Студент», Пасха продолжает осмысляться как сложное явление, представляющее собой борьбу двух начал: идеального и материального. Конфликт заключается в невозможности гармоничного сосуществования двух сторон личности героя, трудности его самоопределения: почетное общественное положение (епископ) затмевает данность человека как такового. Архиерей страдает от одиночества и непонимания близких людей. Его духовное воскресение становится возможным только на пороге смерти путем единения с окружающим природным миром, обращения к детским воспоминаниям и тихим мирским радостям. В рассказе отмечается необходимость следовать заветам философии обыденного сознания, осознавать ценность истины и красоты, сторониться лжи и навязывания ролевых функций. Подчеркивается стремление к преодолению душевной разобщенности и ощущению себя частью универсума.

Ключевые слова: А. П. Чехов, календарная проза, пасхальный рассказ, пасхальные сюжеты, пасхальные мотивы

 

Список литературы

Бердников Г. П. А. П. Чехов. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 637 с.

Жилякова Э. М. Последний псалом А. П. Чехова («Архиерей») // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX вв. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1994. Вып. 1. С. 262–284.

Калениченко О. Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX – начала XX века: святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла: Дис…. канд. филол. наук. Волгоград, 2000. 246 с.

Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург: Екатеринбург. гос. пед. ун-т, 1998. 399 с.

Линков В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова. М.: Изд-во МГУ, 1982. 128 с.

Парфенов А. И. Традиции русского романтизма в прозе А. П. Чехова 1888–1903 гг.: Дис. … канд. филол. наук. М., 2016. 218 с.

Собенников А. С. Между «есть Бог» и «нет Бога»: о религиозно-философских традициях
в творчестве А. П. Чехова. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1997. 222 с.

Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М.: Высш. шк., 1989. 135 с.

Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М.: Наука, 1976. Т. 5. 704 с.; Т. 6. 736 с.; 1977. Т. 8. 528 с.; Т. 10. 496 с.

Шехватова А. Н. Мотив в структуре Чеховской прозы: Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2003.