Название: Мифопоэтика оборотня-дракона («Путь дракона» Б. М. Юльского и литературный контекст)

Автор: Линь Гуаньцюн

Организация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Рубрика: Литературоведение

Для цитирования:
Линь Гуаньцюн. Мифопоэтика оборотня-дракона («Путь дракона» Б. М. Юльского и литературный контекст) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 2: Филология. С. 128–135. DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-2-128-135
Lin Guanqiong. Mythopoetics of the Were-Dragon (The Way of the Dragon by B. M. Yulsky and the Literary Context). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 2: Philology, p. 128–135. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-2-128-135

DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-2-128-135

УДК: 821.161.1

Аннотация: Предмет анализа – функциональность мифологемы оборотня-дракона в рассказе русского писателя харбинской диаспоры Б. М. Юльского «Путь дракона» (1939). Мотивы повествования рассматриваются в контексте мифопоэтики оборотня-дракона, представленной в китайской, приамурской, славянской и европейской культурах: в славянской и европейской культурах образ дракона преимущественно отрицательный; в приамурской культуре дракон является священным символом; в китайской культуре он означает благополучие и власть. Доказано, что авторская интерпретация образа дракона объединяет восточную, русскую и европейскую традиции. Сюжет, изобразительные детали, узнаваемые реалии в рассказе отражают представления Б. М. Юльского об этноментальности китайцев, населявших территорию Дальнего Востока. Восприятие им этнического самосознания хунхузов, их ментального своеобразия, закрепленного в национальной мифологии, имеет реальную основу, что подтверждается положениями и выводами труда Д. В. Ершова «Хунхузы: необъявленная война. Этнический бандитизм на Дальнем Востоке» (2010). Сочетая принципы жизнеподобия и мифогенности, Б. М. Юльский создал специфическую фронтирную мифологию, выраженную в магическом сюжете рассказа. К трактовке произведения применены герменевтический и сопоставительный подходы. Привлечен китайский, приамурский, русский, европейский культурный материал, в том числе древний философский трактат «Хуайнаньцзы» (не позднее 139 г. до н. э.), китайский классический роман ХVI в. «Путешествие на Запад», художественные произведения русских писателей «Фарфоровый павильон» (1918) и «Странник» (1918) Н. С. Гумилева, «Дракон» (1918) Е. И. Замятина, «Бронепоезд 14-69» (1921) Вс. В. Иванова, «Легенда о драконе» (1927) А. И. Несмелова, «Дракон» (<1930>) Вс. Н. Иванова, «Дракон, пожирающий солнце» (<1934>) Б. Н. Волкова, «Дракон» (1942–1944) Е. Л. Шварца, «Запахи миндаля» (1997) С. Г. Георгиева. Анализ художественной морфологии дракона опирается на произведения фольклора.

Ключевые слова: дракон, оборотень, фронтирная мифология, харбинская диаспора, этнокультура

Благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке Государственного комитета КНР по управлению фондом обучения за границей

 

Список литературы

Гугнин А. А. Магический реализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. Ин-т научной информации по общественным наукам РАН. М.: Интелвак, 2001. Ст. 489–492.

Гумилев Н. Фарфоровый павильон // Гумилев Н. Соч.: В 3 т. / Вступ. ст., сост., примеч. Н. А. Богомолова. М.: Худож. лит., 1991. Т. 1: Стихотворения. Поэмы. С. 227–259.

Давыдова Т. Т. Замятинская энциклопедия. М.: Флинта, 2018. 744 с.

Ершов Д. В. Облик дракона. Кто такие хунхузы? // Ершов Д. В. Хунхузы: необъявленная война. Этнический бандитизм на Дальнем Востоке: Монография. М.: Центрполиграф, 2010. С. 9–38.

Забияко А. А. Проза харбинского писателя Бориса Юльского в контексте художественной этнографии дальневосточного зарубежья // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2015. № 2. С. 91–102.

Земные формы // Философы из Хуайнани. Хуайнаньцзы / Пер. с кит. Л. Е. Померанцевой; сост. И. В. Ушаков. М.: Мысль, 2004. С. 75–86.

Иванов В. В. Дракон // Мифы народов мира: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980. Т. 1. С. 394–395.

Иващенко Е. Г. «Утраченные иллюзии» Бориса Юльского // Русский Харбин, запечатленный в слове: Сб. науч. работ преподавателей и студентов кафедры русской филологии АмГУ / Под ред. А. А. Забияко, Е. А. Оглезневой. Благовещенск: Амур. гос. ун-т, 2006. С. 105–127.

Кириллова Е. О. Ориентальные темы, образы, мотивы в литературе русского зарубежья Дальнего Востока (Б. М. Юльский, Н. А. Байков, М. В. Щербаков, Е. Е. Яшнов): Монография. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2015. 276 с.

Кириллова Е. О. Переплетение культурных пространств Востока и Запада в творчестве писателя русского зарубежья Б. Юльского // Вестник Череповец. гос. ун-та. 2016. № 5 (74). С. 81–89.

Несмелов А. Легенда о драконе // Несмелов А. Собр. соч.: В 2 т. / Сост. Е. Витковский, А. Колесов, Ли Мэн, В. Резвый. Владивосток: Альманах «Рубеж», 2006. Т. 1: Стихотворения и поэмы. С. 210–212.

Русская поэзия Китая: Антология / Сост. В. Крейд, О. Бакич. М.: Время, 2001. 720 с.

Смирнов С. В. Предыстория русских воинских отрядов // Смирнов С. В. Отряд Асано: русские воинские формирования в Маньчжоу-го, 1938–1945: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2012. С. 8–27.

Юань Кэ. Как создавался мир // Юань Кэ. Мифы древнего Китая: Монография / Пер. с кит., послесл. Б. Л. Рифтина. М.: Наука, 1987. С. 28–58.

Юй Чуньбо. Образ дракона в культурах Китая и России // Современные гуманитарные исследования. 2012. № 1 (44). С. 117–120.

Юльский Б. Путь дракона // Юльский Б. Зеленый легион: повесть и рассказы / Сост. А. Колесова, А. Лобычева; вступ. ст. А. Лобычева; коммент. А. Колесова. Владивосток: Альманах «Рубеж», 2011. С. 29–34.