Название: Змея и ее хтоническая сущность в традиционных верованиях, языке и фольклоре хакасов

Автор: Бурнаков Венарий Алексеевич

Организация: Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск, Россия

Рубрика: Этнография народов Евразии

Для цитирования:
Бурнаков В. А. Змея и ее хтоническая сущность в традиционных верованиях, языке и фольклоре хакасов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 5: Археология и этнография. С. 142–153. DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-5-142-153
Burnakov V. A. The Snake and Its Chthonic Essence in Traditional Beliefs, Language and Folklore of the Khakass. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 5: Archaeology and Ethnography, p. 142–153. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-5-142-153

DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-5-142-153

УДК: 398.54

Аннотация: Впервые представлена характеристика образа змеи, как хтонического существа в традиционном мировоззрении хакасов. Исследование базируется на лингвистических, фольклорных и этнографических источниках. Используемые в работе фольклорные материалы, в том числе из архивных фондов – отрывки из героических сказаний (алыптығ нымахтар), пословицы и поговорки в авторском переводе на русский язык, а также полевые материалы автора, впервые вводятся в научный оборот. Проанализированы место и роль образа змеи в языке, устном народном творчестве и обрядовой практике народа. В мифологическом сознании хакасов эта рептилия наделяется противоречивой характеристикой, она устойчиво связывается с хтоническим миром. Во многом соответствующий образ рассматриваемого пресмыкающегося и ее восприятие были обусловлены ее биологической природой, в связи с чем ее часто расценивали как опасного и алчного хищника. Образ змеи имеет прямое отношение к представлению о системе жизнеобеспечения персонажей Нижнего мира, в том числе воззрений о душе.

Ключевые слова: хакасы, хакасский язык, традиционные верования, фольклор, образ, символ, змея, хтонизм

 

Список литературы

Бурнаков В. А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. 208 с.

Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во ХГУ, 2003. 260 с.

Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского фольклора. Абакан: Изд-во ХГУ, 2008. 376 с.

Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с.

Катанов Н. Ф. Письма Н. Ф. Катанова из Сибири и Восточного Туркестана. Приложение к 73-му тому записок Императорской академии наук, № 8. СПб.: [б. и.], 1893. 113 с.

Катанов Н. Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань: Типо-литография Имп. Казанского университета, 1897. 104 с.

Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым). СПб.: [б. и.], 1907. Т. 9. 640 с.

Костров Н. А. Качинские татары. Казань: Тип. Губ. Правления, 1852. 66 с.

Маретина С. А. Змея в индуистской мифологии (на материалах МАЭ). СПб.: МАЭ РАН, 2005. 140 с.

Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. 2-е изд. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 2005. 1026 с.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2009. 332 с.

Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1972. 312 с.

Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов: Тематика и поэтика. Абакан: Кн. изд-во «Бригантина», 2015. 170 с.

 

Список источников

АМАЭС ТГУ. Д. № 679-3 «Этнографическая экспедиция ТГУ в Хакасию». Лето 1973 г. Вел дневник А. Сагалаев». 18 л.

Ай Хууҷын // Алтын Арығ. Алыптыг нымыхтар (Богатырские сказания). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1958. С. 318–420. (на хак. яз.)

Албынҷi (алыптығ нымах) // Алыптығ нымахтар (Богатырские сказания). Абакан: Хак. обл. кн. изд-во, 1951. С. 13–98. (на хак. яз.)

Алтын Арығ // Алтын Арығ. Алыптығ нымыхтар (Богатырские сказания). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1958. С. 3–125. (на хак. яз.)

Ах Молат // Сказания и легенды хакасов. Абакан: Дом литераторов Хакасии, 2013. С. 3–19.

Ах ой аттығ Алып Хан (алыптығ нымах) // Алыптығ нымахтар (Богатырские сказания). Абакан: Хак. обл. кн. изд-во, 1951. С. 159–234. (на хак. яз.)

Два охотника // Хакасские народные сказки. Новосибирск: Омега принт, 2014. С. 503–511. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 33)

Желудочек // Хакасские народные сказки. Новосибирск: Омега принт, 2014. С. 585–587. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 33)

Кӱмӱс ханаттығ кӧк пора аттығ Кӱн Тӧңiс // Алтын Арығ. Алыптығ нымах (Богатырские сказания). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1958. С. 223–317. (на хак. яз.)

Мудрое слово. Сборник хакасских народных пословиц и поговорок и загадок. Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1976. 128 с.

НАРХ. Ф. 558. Оп. 1. Д. 115 «Материалы хакасской фольклорно-диалектологической экспедиции Абаканского педагогического института. 1959. 140 л.

Сиспектер (загадки) // Алыптығ нымахтар (Богатырские сказания). Абакан: Хак. обл. кн. изд-во, 1951. С. 277–282. (на хак. яз.)

Старших будешь слушать, долгими будут дни твои. – Улуғның чооғын иссең, узада кÿннi кöрерзiң. Абакан: Хак. кн. изд-во, 2004. 32 с.

Так в Сибири говорят. Пословицы и поговорки народностей Сибири. Красноярск: Красноярск. кн. изд-во, 1964. 91 с.

Хан позырах аттығ Хан Мирген // Хан Мирген. Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1969. С. 9–114. (на хак. яз.)

ХРС – Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.

Хубан Арығ. Алыптығ нымах (Богатырское сказание). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1995. 192 с. (на хак. яз.)

 

Полевые материалы автора

Боргояков Николай Терентьевич, 1931 г. р., место рождения – сеок Хобый. Место и время записи – август 2005 г., с. Аскиз Аскизского района Республики Хакасия.