Название: Великан в науке: к 100-летию со дня рождения академика А. П. Окладникова (03.10.1908 – 18.11.1981)
Автор: Деревянко Анатолий Пантелеевич, Медведев Виталий Егорович, Молодин Вячеслав Иванович
Организация: Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск 630090, Россия; Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия
Ссылка на статью: Деревянко А. П., Медведев В. Е, Молодин В. И. Великан в науке: к 100-летию со дня рождения академика А. П. Окладникова (03.10.1908 – 18.11.1981) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2008. Т. 7, вып. 3: Археология и этнография. С. 3–11.
УДК: 902, 929
Аннотация: В 2008 г. отмечается столетний юбилей академика А. П. Окладникова - выдающегося исследователя древнейших этапов развития человечества, крупнейшего специалиста в области археологии Сибири, Центральной и Восточной Азии, автора фундаментальных научных трудов, основателя сибирской школы археологии. Свои исследования проводил преимущественно на территории Сибири и Дальнего Востока, работал в Средней Азии, Монголии, на Кубе и в США. Открыл одно из древнейших в мире палеолитических захоронений в пещере Тешик-Таш в Узбекистане, поселения верхнего палеолита у с. В. Буреть на Ангаре, древнейший палеолитический памятник Сибири - стоянку Улалинка на Алтае. Изучил сотни иных археологических памятников от эпохи палеолита до XVII в. Опубликовал свыше семидесяти монографий, более тысячи статей. Внес огромный вклад в формирование современных представлений о процессах освоения Сибири человеком, древнейшей и древней истории, этногенеза и культурогенеза, периодизации древних культур Азии, происхождения религии. Создал сибирскую школу археологии, основал научный институт, факультет и кафедру в Новосибирском университете. Его научное наследие - база для развития современной археологии Сибири.
Ключевые слова: Сибирь, Центральная и Восточная Азия, археология, история культуры, история религии, А. П. Окладников, исследования, открытия, гипотезы, статьи, монографии, организация науки, ученики, научная школа