Требования к статьям для выпуска «Журналистика»

Содержание выпуска ориентировано на специальность 10.01.10 – Журналистика.

Приоритет в приеме работ к печати отдается работам, в которых ставятся и решаются актуальные проблемы изучения современной журналистики, отличающиеся новизной, написанные на репрезентативном фактическом материале.

Образец оформления статьи

УДК 004.738.5:655.41 + 070.431 + 81’37

 

И. В. Высоцкая1, П. Н. Кочетков2

1 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия
2 Арзамасский филиал Нижегородского национального исследовательского государственного университета, ул. К. Маркса, 36, Арзамас, 607220, Россия

vysotskya@mail.ru, pkochetkov@yandex.ru

ЗАГОЛОВОК ИНТЕРНЕТ-НОВОСТИ КАК КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ СИТУАЦИИ

Изменения, происходящие в современном медиапространстве, сохраняют актуальность проблемы изучения заголовков новостей в интернет-СМИ. Тенденция последних лет к «роботизации» журналистики проявляется в технологизации процесса агрегации новостей и создания простейших текстов. Анализ подборки новостей «Яндекс» позволяет сопоставить сходные заголовки новостных материалов и выявить языковые средства их создания, по-разному интерпретирующие новостной повод и обладающие разным манипулятивным потенциалом. В заголовке интернет-новости воплощается исходная когнитивная модель ситуации. Событие может быть репрезентировано через упоминание его участников, производимых ими действий, объекта действия, отдельных его обстоятельств. Эти признаки (эксплицированные или конвенциональные), обладающие конкретными значениями, образуют фрейм. Акценты в содержании фрейма позволяют актуализировать разные аспекты события.

Ключевые слова: заголовок, когнитивная модель ситуации, фрейм, предметоцентричный заголовок, акциональный заголовок.

 

Список литературы (не менее 20)

Список источников

Материал поступил в редколлегию 25.04.2017

 

I. V. Vysotskaya1, P. N. Kochetkov2

1 Novosibirsk State University

2 Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

A HEADLINE OF THE INTERNET NEWS AS A COGNITIVE MODEL OF A SITUATION

Changes in the modern media world keep the problem of studying news headlines on the Internet actual. In analyzing headlines it should be taken into consideration that news is a product to sell; that is why the news text is made considering the law of supply and demand. News editors of “peripheral” Internet resources have to deal with the controversy. On the one hand, they must use keywords in headlines for search results. On the other hand, they have to seek for the maximum uniqueness of a text. A recent tendency towards automated robot journalism manifests itself in the technologization of the process of news aggregation and production of simplest texts. The analysis of Yandex news compilation allows to compare similar news headlines and to reveal the linguistic means of news presentation. Headlines interpret the same news content in different ways and have different manipulative potentials. The initial cognitive model of a situation is performed in an Internet news headline. An event can be represented by mentioning participants and their actions, or an object of an action, or particular circumstances. A news text is an event message that is supposed to change the existing worldview, so a headline is formed as a narrative frame. Depending on what is in the focus (a participant of an event, an object or an activity), frames could be divided into “subject”-centered and action-centered. In this regard a headline is formed according to the classical scheme: the subject – the predicate – an object (an adverbial), that is implemented in a superficial structure of a simple sentence scheme.

Keywords: headline, cognitive model of a situation, frame, “subject”-centered headline, action-centered headline.

 

References

Source list

Сведения об авторе

 

Требования к оформлению иллюстративных материалов

Иллюстративный материал (слово, фразеологическая единица, словосочетание, предложение и т. п.) выделяется курсивом, толкование значения слова и семы заключается в одинарные кавычки ‘….’; имя концепта и концептосферы печатается большими буквами курсивом (например: концепт ЗНАНИЕ, концептосфера РЕЛИГИЯ). Ссылка на источник приводимого в качестве иллюстративного материала фрагмента чужого текста приводится после примера в круглых скобках, например: Надзор за деятельностью банков должен быть в надежных руках. Чтобы при необходимости смотреть на финансовые проводки сквозь пальцы? (Новая газета. 2007. № 7).

Если иллюстративный материал взят из интернет-ресурса, то ссылка на такой источник дается под текстом (в поле сноски). Если на один и тот же интернет-источник делается несколько ссылок, то такой источник указывается в списке источников в конце статьи, например: НКРЯ – Национальный корпус русского языка: http://www.ruscorpora.ru.

Образец оформления библиографического описания (списка литературы) на русском и английском языках

Список литературы

Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М.: МГУ, 2003. 272 с.

Беляева Я. Продвижение медиа в соцсетях: 12 советов от главреда Meduza Галины Тимченко // MYMEDIA. 19.10.2015. URL: http://mymedia.org.ua/articles/media/sovetoy_timchenko_po_sotssetyam.html (дата обращения: 01.01.2010).

Беленко В. Е., Климова Е. В., Куксанова Н. В. Творческие студенческие проекты как основа профессионального обучения // Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания / Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Медиа-Мир, 2008. С. 160–174.

Березняков Д. В., Козлов С. В. Информационно-коммуникационные технологии как ресурс антикоррупционной политики в современной России // Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в подготовке управленческих кадров: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 17–31 мая 2010 г., г. Новосибирск / Под ред. Н. Н. Таушканова. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2011. С. 54–59.

Клеменова Е. Н., Кудряшов И. А. Текст репортажа в аспекте критического дискурс-анализа // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 14. Вып. 6. С. 140–145.

Лозовский Б. Н. Манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2011. 42 с.

Родичкин И. Д., Родичкина О. И., Гринчак И. Л., Сергеев В. С., Фешенко П. И. Сады, парки и заповедники Украинской ССР. Заповедная природа. Преобразованный ландшафт. Садово-парковое искусство: Коллект. монография. Киев, 1985. 348 с.

Смирнова Е. А. Профессионально-этические нормы в современной российской журналистике: дис. … канд. филол. наук. М., 2015. 177 с.

Телия В. Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и ее прагматическая ориентация // Телия В. Н., Графова Т. А., Шахнарович А. М., Сандомирская И. И., Лукьянова Н. А., Маслова В. А. Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности: Коллект. монография / Под ред. В. Н. Телия. М.: Наука, 1991. С. 5–35.

Шатин Ю. В. Технология агональной коммуникации: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2004. 73 с.

 

References

Avraamov D. S. Professional’naya etika zhurnalista [Professional journalist’s ethics]. Moscow, MGU, 2003, 272 p. (in Russ.)

Кlemenova Е. N., Kudrashov I. A. Tekst reportazha v aspekte kriticheskogo diskurs-analiza [Reportage text in the critical discourse analysis aspect]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya [Novosibirsk State University Bulletin. Series: History and Philology]. 2015, vol. 14, is. 6, p. 140–145. (in Russ.)

Smirnova Е. А. Professional’no-eticheskie normy v sovremennoi rossiiskoi zhurnalistike [Professional and ethical norms in contemporary Russian journalism]: dis. … kand. filol. nauk [cand. phil. sci. diss.]. Moscow, 2015, 177 p. (in Russ.)

Steksova T. I. Namerennaya dvusmyslennost’ kak sposob privlecheniya vnimaniya adresata [Intentional ambiguity as the means of recipient’s attention attraction]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya [Novosibirsk State University Bulletin. Series: History and Philology]. 2015, vol. 14, is. 6, p. 185–190. (in Russ.)

Zahariadis N. Essence of Political Manipulation: Emotion, Institutions, and Greek Foreign Policy. New York, Routledge, 2008, 259 p.