Название: Пещерный храм Майцзишань как образец культовой архитектуры средневекового Китая (материалы для учебного курса «Археология зарубежной Азии»)

Авторы: Комиссаров Сергей Александрович1, 2, Черемисин Дмитрий Владимирович1, 2

Организация:1Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия;

2Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Преподавание археологии и этнографии в вузах

Ссылка на статью: Комиссаров С. А., Черемисин Д. В. Пещерный храм Майцзишань как образец культовой архитектуры средневекового Китая (материалы для учебного курса «Археология зарубежной Азии») // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 3: Археология и этнография. С. 6–17.

УДК: 72.03

Аннотация: Обзор материалов, посвященных скальному храму Майцзишань (юго-восток Ганьсу, КНР), дает общее представление об особой категории историко-культурных памятников средневекового Китая, содержащих важнейшую информацию о разных сторонах жизни той эпохи. Строительство пещерных храмов и монастырей в V–VI вв. связано с распространением буддийских традиций из Индии – через Среднюю Азию – в Западный край и Северный Китай. Этому во многом способствовала политика правителей так называемых варварских (Северных) династий: цянской Поздней Цинь, сяньбэйской Западной Цинь, но в первую очередь – тобаской Северной Вэй. Благодаря такой деятельности создатели фигуративной пластики культовых объектов усвоили и адаптировали индийские и центральноазиатские модели, а также воплотили в иконографии сюжеты сутр, в ту эпоху активно переводившихся на китайский язык. Изготовление скульптуры в Майцзишань следовало общей линии развития, которая просматривается и на других памятниках: от аскетических образов подчеркнуто религиозного искусства ранних этапов к более конкретным, вполне земным моделям позднейшего периода. Китаизация буддийского искусства осуществлялась в плане его обмирщения.

Ключевые слова: Майцзишань, пещерный храм, буддийское искусство, фигуративная пластика