Название: Система образования Сянгана и Аомэня
Автор: Комиссаров Сергей Александрович1,2,4, Берсенева Анастасия Игоревна1, Майер Борис Олегович3
Организация: 1Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия;
2Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия;
3Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, 630126, Россия;
4Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, ул. Нижегородская, 6, Новосибирск, 630102, Россия
Рубрика: Исследования
Ссылка на статью: Комиссаров С. А., Берсенева А. И., Майер Б. О. Система образования Сянгана и Аомэня // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 4: Востоковедение. С. 61–70.
УДК: 37.09 (512.317 + 512.318)
Аннотация: Рассматривается система образования в двух особых автономных районах Китая – Сянгане (Гонконге) и Аомэне (Макао), в развитии которой достигнуты существенные успехи. Особенно это характерно для Сянгана, чья образовательная система признана одной из лучших в мире. Ежегодно 3–4 из сянганских университетов входят в списки Top-100. Важной характеристикой рассматриваемых образовательных комплексов является их системность, охватывающая все ступни, от детского сада до вуза. Большинство школ и университетов придерживалось англо-американской модели, но с 2007 г. осуществляется переход к китайскому стандарту. При этом поддерживается высокий качественный уровень; полученный в Сянгане диплом о среднем образовании признается 200 вузами в 12 странах. Ведущие университеты становятся также комплексными научно-исследовательскими центрами, участвуют в общекитайских программах по развитию новых технологий. На образовательные нужды выделяется значительная часть бюджета (до 17 % и более). В то же время не только продукты образования (услуги по НИР, консультированию, инжинирингу), но и образование как таковое (обучение и даже сам «брэнд» школы или вуза) становится доходным объектом для инвестиций. Народное хозяйство Сянгана и Аомэня уверенно развивается в направлении «экономики знаний».
Ключевые слова: Сянган, Аомэнь, образовательные системы, научно-исследовательские программы КНР, «экономика знаний»