Название: Прием удвоения персонажей в живописи, фотографии, литературе и кино 1930–1950-х годов

Авторы: Куляпин Александр Иванович,1 Скубач Ольга Александровна2

Организация: 1Алтайский государственный педагогический университет, ул. Молодежная, 55, Барнаул, 656031, Россия;

2Алтайский государственный университет, ул. Димитрова, 66, Барнаул, 656049, Россия

Рубрика: История журналистики

Ссылка на статью: Куляпин А. И., Скубач О. А. Прием удвоения персонажей в живописи, фотографии, литературе и кино 1930–1950-х годов // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 6: Журналистика. С. 35–40.

УДК: 77.041.5

Аннотация: Исследуется процесс раздвоения сознания человека тоталитарного, неизбежно пораженного «двоемыслием» (Дж. Оруэлл). Для человека сталинской эпохи самоидентификация - это очень сложная проблема. Характерно, что советский человек (а особенно - вождь), противясь процессу ауторепродукции, отказывается узнавать себя даже в самом точном и беспристрастном фотоизображении. Однако к концу сталинской эпохи происходит полное слияние вождя со своим идеализированным образом, портрет одерживает победу над человеком, маска - над лицом. В этой связи рассмотрен снимок, сделанный Д. Бальтерманцем в начале 1950-х гг.: «Маршал Семен Буденный у своего любимого портрета». Композиция фотографии строится на приеме удвоения персонажа. Буденный, фотографируясь возле огромного, в натуральную величину парадного портрета, наглядно демонстрирует абсолютную тождественность оригинала и копии, старается показать и доказать, что он именно таков, каким его изобразил художник. Фотограф охотно подыгрывает своему герою, не скрывая при этом иронического к нему отношения.

Ключевые слова: двойничество, социальная маска, социалистический реализм, экфрасис, фотография