Название: О начале каменного зодчества в древнеегипетских провинциальных храмах богов

Автор: Демидчик Аркадий Евгеньевич

Организация: Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия;

Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Археология Азии и Африки

Для цитирования: Демидчик А. Е. О начале каменного зодчества в древнеегипетских провинциальных храмах богов // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 10: Востоковедение. С. 9–15. DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-10-9-15

Demidchik A. E. On the beginning of monumental stone building in ancient Egyptian Gods` provincial sanctuaries. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2017, vol. 16, no. 10: Oriental Studies, p. 9–15. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-10-9-15

DOI: 10.25205/1818-7919-2017-16-10-9-15

УДК: 94(3)

Аннотация: Часовни богини Сатет и бога Хнума, воздвигнутые у первого нильского порога на о. Элефантина царями ранней XI династии Уаханхом Интефом и Нахт-Небтепнефером Интефом, - древнейший случай широкого применения камня в зодчестве провинциальных храмов египетских богов. В статье обосновывается предположение, что главной причиной этого культового новшества стало желание Интефов спасти Верхний Египет от гибельного голода, вызванного низкими или не своевременными разливами Нила. По египетским представлениям, истоки половодий находились у первого нильского порога близ Элефантины, а властвующим над ними богом был Хнум, милость которого и хотели снискать Интефы этим каменным культовым строительством. Примечательно, что в надписях называется также остров Сенмут, у которого будто бы и помещались две бездонные пещеры-qrty, соединявшие Нил с изначальным мировым Океаном-Нуном. Причем это древнейшие упоминания Сенмута в египетской письменности. Два тысячелетия спустя знаменитая «Стела голода» тоже утверждала, что избавить Египет от засух могут лишь богатые дары фараонов божествам Хнуму, Сатет и Анукет в храмах первого нильского порога.

Ключевые слова: Древний Египет, наводнение, Элефантина, о. Сенмут, Хнум, Сатет, Первый переходный период, Уаханх Интеф.

Список литературы

Берлев О. Д. Два периода Сотиса между Годом 18 царя Сéну, или Тосортроса, и Годом 2 фараона Антонина Пия // Древний Египет: язык − культура – сознание / Отв. ред. О. И. Павлова. М.: Присцельс, 1999. С. 42−62.

Демидчик А. Е. Печать М 42 из Библа и поездка Меренра Немтемсафа на южную границу // Древние геммы и камни Востока: Тез. докл. конф. М.: Гос. муз. Востока, 1999. С. 9−11.

Демидчик А. Е. Безымянная пирамида: Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб.: Алетейя, 2005. 272 с.

Демидчик А. Е. «Время болезни» // Петербургские египтологические чтения 2005. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. С. 31−42.

Bommas M. Der Tempel des Chnum der 18. Dyn. auf Elephantine // Inauguraldissertation zur Erlangung der Doktorwürde vorgelegt der Fakultät für Orientalistik und Altertumswissenschaft der Universität Heidelberg. 2000. Th. I. 503 S.

Bonneau D. La Crue du Nil, divinité égyptienne, à travers mille ans d'histoire (332 av.-641 ap. J.-C.) d'après les auteurs grecs et latins, et les documents des époques ptolémaïque, romaine et byzantine. Paris: Librairie C. Klincksieck, 1964. 530 p.

Bußmann R. Die Provinztempel Ägyptens von der 0. bis zur 11. Dynastie. Leiden; Boston: Brill, 2010. Bd. 1, XCVI. 680 S.

Bußmann R. Der Kult im frühen Sater-Tempel von Elephantine // Archäologie und Ritual: Auf der Suche nach der rituellen Handlung in den antiken Kulturen Ägyptens und Griechenlands / Hrsg. J. Mylonopoulos, H. Roeder. Wien: Phoibos, 2006. S. 25−36.

Hannig R. Ägyptisches Wörterbuch. Bd. II. Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 2006. 3274 S.

Jenni H. Die Dekoration des Chnumtempels auf Elephantine durch Nektanebos II. Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 1998. 159 S.

Kaiser W., Dreyer G., Grimm G. et. al. Stadt und Tempel von Elephantine. Fünfter Grabungsbericht // MDAIK. 1975. Bd. 31. S. 39−84. Tf. 12−17.

Kaiser W., Dreyer G., Gempele R. et. al. Stadt und Tempel von Elephantine. Sechster Grabungsbericht // MDAIK. 1976. Bd. 32. S. 67−112. Tf. 15−32.

Kaiser W., Bommas M., Jaritz H. et. al. Stadt und Tempel von Elephantine. 19./20. Grabungsbericht // MDAIK. 1993. Bd. 49. S. 133−187. Tf. 26−36.

Morenz L. D. Der von Gott begnadete Herrscher. Eine sakro-politische Verkündigung des Chnum für Iny-it=f aA, monumentalisiert auf einem Sakralbau in Elephantine // MDAIK. 2004. Bd. 60. S. 107−119.

Morenz L. D. Die Zeit der Regionen im Spiegel der Gebelein-Region. Kulturgeschichtliche Rekonstruktionen. Leiden: Brill, 2010. XX. 685 S.

Postel L. Protocole des souverains égyptiens et dogme monarchique au début du Moyen Empire (Monographies Reine Élisabeth; 10). Turnhout: Brepols, 2004. 424 p.

Popielska-Grzybowska J. Contexts of Appearance of Water in the Pyramid Texts. An Introduction // Études et Travaux. Institute des cultures Méditerranéennes et orientales de l’Academie polonaise des sciences. 2016. T. XXIX. P. 157–167.

Schenkel W. Die Bauinschrift Sesostris' I. im Satet-Tempel von Elephantine // MDAIK. 1975. Bd. 31. S. 109−125. Tf. 33−39.

Sethe K. Urkunden des Alten Reiches. 2 verbesserte Auflage. Leipzig: Hinrichs’, 1932−1933. 283 S.

Vandier J. La famine dans l’Égypte ancienne // Le Caire. Imprimerie de l’Institut Français d'Archéologie Orientale. 1936. XV. 176 p.