Название: Петроглифы, которые исчезли: наскальное искусство Макао

Автор: Комиссаров Сергей Александрович 1, 2, Черемисин Дмитрий Владимирович 2

Организация:
1 Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
2 Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск, Россия

Рубрика: История и археология стран Восточной Азии

Для цитирования:
Комиссаров С. А., Черемисин Д. В. Петроглифы, которые исчезли: наскальное искусство Макао // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 4: Востоковедение. С. 116–123. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-4-116-123
Komissarov S. A., Cheremisin D. V. Petroglyphs that Have Become Extinct: Rock-Art of Makau. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 4: Oriental Studies, p. 116–123. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-4-116-123

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-4-116-123

УДК: 903.27(510.2)

Аннотация: В сообщении представлены петроглифы Макао (Аомэня). Хотя сам памятник утрачен (не выдержал воздействия антропогенного фактора), но сохранились его описания и копии. Небольшой по объему, он содержит не только переплетение различных линий и геометрических узоров, но и изображения двух больших лодок довольно развитой конструкции: с палубой, выделенным бушпритом, возможно также со складной мачтой. И если в петроглифах Макао изображения представлены недостаточно четко, то на скальном панно соседнего Чжухая мы можем видеть изображения нескольких кораблей, возможно, с дополнительными деталями (бортовые порты, якорь, румпель). Все это подтверждает высокий уровень судостроения и, вероятно, и судовождения, который отмечается у народов У и Юэ древнекитайскими летописями. Для петроглифов Южного и Восточного Китая мы располагаем параллельной изобразительной линией: гравировками на бронзовых изделиях, в первую очередь, на барабанах. Изображенные на них лодки имеют определенное конструктивное сходство с изображенной на скалах эскадрой. Это дает нам привязку петроглифов к конкретным артефактам (бронзовым барабанам), которые являются индикаторами донгшонско-дяньской культурно-исторической общности. Исходя из этих привязок, мы можем предварительно датировать петроглифы Макао (и Чжухая) последними веками до нашей эры или самыми первыми веками нашей эры и связать их появление в регионе с движением одного из многочисленных племен боюэ.

Ключевые слова: петроглифы, Макао (Аомэнь), лодки и корабли, донгшонско-дяньская цивилизация, племена боюэ

Благодарности: Авторы выражают признательность профессору Шаньдунского университета (г. Циндао) Тан Чуну за помощь в организации исследования. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-09-00557

 

Список литературы

Варенов А. В. Изображение тигров в горах Хэланьшань: аналогии и датировки // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии: Сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. С. 246–250.

Дэвлет М. А. Петроглифы на дне Саянского моря (Гора Алды-Мозага). М.: Памятники ист. мысли, 1998. 286 с.

Комиссаров С. А., Черемисин Д. В., Кудинова М. А. Самая большая писаница Китая // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии: Сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. Вып. 2. С. 367–369.

Кравцова М. Е. Му тянь цзы чжуань // Духовная культура Китая: Энцикл.: В 5 т. М.: Вост. лит., 2008. Т. 3: Литература. Язык и письменность. С. 361–364.

Молодин В. И., Полосьмак Н. В., Комиссаров С. А., Азаренко Ю. А. Культура Дянь (Диен) как вариант донгшонской цивилизации // Развитие территорий. 2015. № 1. С. 6–12.

Dai Wusan. Communication Technology. In: A history of Chinese science and technology. Ed. by Lu Yongxiang. Shanghai; Berlin; Heidelberg, Shanghai Jiao Tong Press; Springer-Verlag, 2015, vol. 3, p. 405–514.

Jusoh A., Sauman Y., Abdul Rahman N. H. S. N., Ramli Z. The significance of the boat motifs on bronze drums and its relationship with the socio-culture of the people of the late prehistoric period. The social sciences (Faisalabad), 2013, vol. 8, iss. 4, p. 319–326.

Magar V. Study project of the preservation of nine rock art carvings in Hong Kong: Consultancy agreement report. Rome, 2010. 64 p. In: Web-site of Antiquity advisory board, Antiquity and monuments office, The government of the Hong Kong special administrative region of the PRC. URL: https://www.amo.gov.hk/form/AAB_21_2011-12_r2.pdf (retrieved at 01.01.2020).

Tate V. D. Smooth on the water and easy on the eye. The New York Times, 12.03.1972, p. 18.

Vidal P. L’art rupestre en péril: Un patrimoine mondial à sauver. Perigeux, Pilote 24 edition, 2001, 128 p.

Worcester G. The junks and sampans of the Yangtze River. Annapolis, MD, Naval Institute Press, 1971, 626 p.

Тянь Чжаоюань. Лунь дуаньу цзесу юй миньсу чжоучуаньдэ пуси [田兆元。论端午节俗与民俗舟船的谱系// 社会科学家]. Об обычаях на празднике Дуаньу и родословная кораблей-лодок с позиции народных обычаев // Шэхуй кэсюэцзя. 2016. № 4. С. 7–13.

Чэнь Чжаофу. Гудай яньхуа [陈兆复。古代岩画]. Древние петроглифы. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2002. 248 с.

Чэнь Чжаофу. Чжунго яньхуа фасянь ши [陈兆复。中国岩画发现史]. История открытия петроглифов в Китае. Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 2008. 437 с.

Чэнь Юаньчжан. Цзоцзян хуашань яньхуа юй лоюэ юанью као [左江花山岩画与骆越缘由考 // 中国文化遗产]. Писаницы Хуашань в районе Цзоцзян как причина для изучения племен лоюэ // Чжунго вэньхуа ичань [Культурное наследие Китая]. 2016. № 4. С. 24–32.