Название: Обобщающее исследование о наскальном искусстве Восточной Азии. Рецензия на книгу: Rock Art in East Asia: A Thematic Study / Ed. by J. Clotts, B. Smith. Paris: ICOMOS International, 2019 (e-book). 148 p.

Автор: Варенов Андрей Васильевич

Организация: Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Рецензии

Для цитирования:
Варенов А. В. Обобщающее исследование о наскальном искусстве Восточной Азии. Рец. на кн.: Rock Art in East Asia: A thematic study / Ed. by J. Clotts, B. Smith. Paris: ICOMOS International, 2019 (e-book). 148 p. // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 4: Востоковедение. С. 200–203. DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-4-200-203
Varenov A. V. A Summary Research on the Rock Art of East Asia. Rev.: Rock Art in East Asia: A Thematic Study / Ed. by J. Clotts, B. Smith. Paris, ICOMOS International, 2019 (e-book). 148 p.. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 4: Oriental Studies, p. 200–203. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-4-200-203

DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-4-200-203

УДК: 903.27

Аннотация: Рецензия посвящена краткому обсуждению вышедшего в свет в 2019 г. электронного издания «Rock Art in East Asia» («Наскальное искусство в Восточной Азии»). Представлена общая структура работы. Раскрываются заложенные в нее редакторами тома принципы подготовки и подачи сведений о наскальном искусстве регионов, составляющих Восточную и Юго-Восточную Азию. Отмечено высокое качество работы, основанной на этом подходе, если речь идет о единичных или немногочисленных памятниках, как в Корее, Японии и на российском Дальнем Востоке. В то же время дается критический анализ недостатков книги, обусловленных избранной схемой описания материала, когда попытка описать регион, богатый памятниками наскального искусства, неизбежно ведет к торопливой скороговорке. Например, некоторые главы имеют минимальное количество справочной литературы или не имеют ее вовсе. В целом рецензируемая книга признана полезным справочным изданием, хотя к описанию в ней конкретных памятников или групп памятников из богатых наскальным искусством регионов Монголии и Китая, прилегающих к Центральной и Юго-Восточной Азии, следует подходить с чрезвычайной осторожностью.

Ключевые слова: Китай, Монголия, российский Дальний Восток, Юго-Восточная Азия, археология, петроглифы, исследование памятников наскального искусства

Благодарности: Написание данной работы осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-09-00557 «Изучение памятников наскального искусства в археологии Китая (эпохи Древности и Средневековья)»