Название: Применение интерактивных методов в процессе преподавания археологии студентам заочной формы обучения

Автор: Мжельская Татьяна Владимировна, Дураков Игорь Альбертович

Организация: Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Преподавание археологии в вузах

Для цитирования:
Мжельская Т. В., Дураков И. А. Применение интерактивных методов в процессе преподавания археологии студентам заочной формы обучения // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 5: Археология и этнография. С. 9–19. DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-5-9-19
Mzhelskaya T. V., Durakov I. A. Application of Interactive Methods in the Process of Teaching Archeology to Correspondence Students. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 5: Archaeology and Ethnography, p. 9–19. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-5-9-19

DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-5-9-19

УДК: 372.016: 902*40 + 378

Аннотация: В современной высшей школе России происходит резкое сокращение часов, предусмотренных для контактной работы студентов с преподавателями. В том числе сокращается количество занятий по дисциплинам, на которых будущие педагоги получают знания о различных методиках и технологиях обучения. В таких условиях большое значение имеет получение навыков работы с ними во время преподавания других дисциплин. В статье проанализирован опыт применения интерактивных методов на занятиях по археологии со студентами заочной формы обучения НГПУ, направление «Педагогическое образование», профиль «История». Показана значимость обучения на базе археологического отдела многопрофильного музея НГПУ. Так, на экскурсии в форме диалога изучается археология древней и средневековой Сибири. Во время прохождения практики студенты получают навыки использования полученных знаний в учебной и культурно-просветительской деятельности, происходит формирование исследовательских компетенций.

Ключевые слова: археологическая практика, высшее образование, интерактивные методы преподавания, заочная форма обучения

 

Список литературы

Авдеюк О. А., Асеева Е. Н. К проблеме совершенствования заочной формы образования на современном этапе // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2011. Т. 8, № 10 (83). С. 9–10.

Бекмурзина Ж. М. Интерактивные формы и методы обучения в профессиональном образовании // Проблемы теории и практики современной науки: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / Научно-образовательное учреждение «Вектор науки». М.: Перо, 2015. С. 40–44.

Бобин Д. Н., Швецова Е. С. Из Опыта использования археологических источников на занятиях археологического кружка // МНСК-2018: Педагогика. Материалы 56-й Междунар. науч. студ. конф. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2018. С. 16–17.

Быхун Н. С. Интерактивные технологии обучения в современной системе образования // Наука и современность. 2015. № 38. С. 81–86.

Васильева Н. Ю. Археология, школа и школьный музей // Археология как социокультурная практика: опыт и перспективы управления наследием: Материалы Междунар. науч. конф. Самара: Поволжская научная корпорация, 2017. С. 113–115.

Волошина О. Б. Формирование заочного педагогического образования и его влияние на подготовку кадров // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1 (17). С. 20–24.

Горбунова Т. Г. Археологический музей и образовательный процесс в высшей школе // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Т. 5, № 3: Археология и этнография. С. 10–12.

Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 223 с.

Марус Ю. В. Изменения роли преподавателя в современных условиях // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № 2 (9). С. 28.

Мжельская Т. В. Приёмы технологии РКМЧП в процессе обучения студентов ИИГСО НГПУ // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 118–121.

Мжельская Т. В., Дураков И. А. Мультидисциплинарные исследования в археологии: Учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. 132 с.

Молодин В. И., Скобелев С. Г. Основные требования, предъявляемые к учебному курсу «Полевая археология» в Новосибирском государственном университете // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Т. 8, № 5: Археология и этнография. С. 3–8.

Молодин В. И., Скобелев С. Г. Особенности преподавания средневековой археологии южной Сибири в Новосибирском университете // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, № 7: Археология и этнография. С. 6–12.

Молодин В. И., Новикова О. И., Скобелев С. Г. Опыт внедрения в учебный процесс результатов научно-исследовательских работ, выполненных в области археологии палеометалла и этнографии в рамках деятельности совместного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН в 2006–2010 годах // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, № 3: Археология и этнография. С. 6–19.

Олейников И. В. Особенности анализа исторического материала при работе с учениками // Сибирский учитель. 2016. № 5. С. 81–83.

Панасюк Н. В. Информационный потенциал вещественного источника: роль в историческом образовании // Трансформации музеев – библиотек – архивов и информационное обеспечение исторической науки в информационном обществе: Сб. ст. по материалам науч.-практ. семинара. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2017. С. 132–138.

Паршикова Т. С. Теория и практика работы с посетителями в вузовском археологическом музее // Вестник Алтайской гос. пед. академии. 2009. № 9. С. 83–85.

Сергеева О. В. Межличностные роли преподавателя в образовательном процессе // Вестник гуманитарного образования. 2015. № 2. С. 34–41.

Троицкая Т. Н. Археология в системе подготовки учителя // Археология в вузе и школе. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. С. 20–23.

Троицкая Т. Н. Музей глазами археолога. Новосибирск: Ярус, 2013. 60 с.

Троицкая Т. Н. Мой путь педагога. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 62 с.

Троицкая Т. Н., Новиков А. В. Скифо-сибирский мир: Учеб. пособие для вузов. Новосибирск: Гео, 2007. 142 с.

Умбрашко К. Б. Классификация исторических источников в профессиональной подготовке бакалавров (культурологические аспекты) // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 95–101.

Хлытина О. М. Исторические источники в учебном познании: проектирование планируемых результатов изучения // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 20–30.

Черная М. П. Сибирский город конца XVI – начала XVIII в. в историко-археологическом отражении (историографический аспект) // Вестник Том. гос. ун-та. История. 2009. № 3 (7). С. 95–112.