Название: Традиции, связанные с животными, в погребальной практике кочевников Тяньшаня

Авторы: Табалдиев Кубатбек Шакиевич1, 2

Организация: 1Кыргызско-турецкий университет «Манас», пр. Мира, 56, Бишкек, 720044, Кыргызстан;

2Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Этноархеология Евразии

Ссылка на статью: Табалдиев К. Ш. Традиции, связанные с животными, в погребальной практике кочевников Тяньшаня // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 3: Археология и этнография. С. 157–167.

УДК: 903’15

Аннотация: Анализируется один из элементов погребального обряда кочевников Тянь-Шаня. В эпоху раннего железа, Великого переселения народов и в Средние века здесь существовали устойчивые традиции, связанные с положением погребальной пищи рядом с погребенным. В этом качестве использовали определенную часть туши овцы или барана. При раскопках рядовых курганов раннего железного века часто встречается курдючная часть туши (крестец), которая нередко обнаруживалась и в женских погребениях. В курганах первой половины I тыс. н. э. найдены бедренная кость и крестец. Рядом с умершим клали также вырубленный фрагмент замкнутой части тазовой кости. Исследования курганов тюрок Тянь-Шаня и, прежде всего, курганов, содержащих погребения человека с конем, показывают характерное использование тюрками в VII–IX вв. большой берцовой кости. В погребениях, датированных XIII–XIV вв., берцовая кость часто фиксируется у изголовья. В некоторых могильниках рядом с берцовой костью обнаруживалась и лопатка. В женских погребениях в районе поясницы и тазобедренного сустава в ямочке размещались 2–3 позвонка барана. Положение рядом с умершими берцовой кости в первой половине II тыс. н. э. является признаком, характерным для тюрок раннего Средневековья и поздних кочевников Забайкалья. По всей вероятности, этот обряд, начало которому было положено тюрками, в монгольской среде получил более длительное бытование. Размещение отдельных частей туши барана в погребении было непосредственно связано с порядком распределения мяса для угощения гостей и родственников, где учитывались их статус, возраст. Отдельные элементы этой традиции сохранились в культуре кыргызов до сих пор.

Ключевые слова: Тянь-Шань, Кыргызстан, древние и средневековые кочевники, погребальный обряд, кости домашних животных в погребениях, большая берцовая кость овцы