Название: «Оптимизм» и «пессимизм» как единый семиотический код в материалах таблоидной прессы

Автор: Маркасов Максим Юрьевич

Организация: Институт филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, ул. Вилюйская, 28, корп. 3, Новосибирск, 630126, Россия

Рубрика: Дискурс СМИ

Ссылка на статью: Маркасов М. Ю. «Оптимизм» и «пессимизм» как единый семиотический код в материалах таблоидной прессы // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 6: Журналистика. С. 107–115.

УДК: 070 + 81’22 + 80

Аннотация: Исследуются газетные тексты популярного российского таблоида «Комсомольская правда», рассматривается реализация в них мифов и стереотипов массового сознания в аспекте масс-культурных стратегий, условно обозначенных нами как «оптимизм» и «пессимизм». В контексте этих понятий анализируется одна из базовых экзистенциальных тем - тема смерти, а также газетно-журнальный вариант так называемой апокалиптической фантастики и др. Делается вывод, что указанные противоположные категории удачно синтезированы «технологами дискурсов» и служат поддержанию власти идеологических «смыслов». Отмечается, что сами регуляторы массовых информационных потоков конструируют эти смыслы во многом бессознательно, подчиняясь превалирующему в социуме «общественному вкусу». Безусловно, такие стратегии используются, прежде всего, при создании самого «масс-культурного» типа газетной периодики и телеконтента с целью поддержания «ауры» оптимизма в качестве некоего стабилизирующего фактора, сдерживающего и регулирующего рост массовых, по большей части иррациональных, страхов.

Ключевые слова: дискурс, массовый читатель, манипулятивные технологии, мифологическое сознание, апология оптимизма, интерактивная коммуникация, желтая пресса, позитивное мышление.