Название: Образ – имидж – стереотип региона (к определению понятий)

Автор: Чепкасов Артур Владимирович

Организация: Кемеровский государственный университет

Рубрика: Теория и практика массовой коммуникации

Для цитирования: Чепкасов А. В. Образ – имидж – стереотип региона (к определению понятий) // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 6. С. 83–92.

Chepkasov A. V. Pattern – image – the stereotype of the region (the definition of the concept). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2016, vol. 15, no. 6: Journalism, p. 83–92. (in Russ.)

УДК: 808.51

Аннотация: В современном мире рыночных отношений образ региона имеет особую значимость. С точки зрения риторического подхода образ рассматривается как одно из средств аргументации или как дискурсивное конфликтогенное средство. В отечественной научной традиции термин «образ» коррелирует с таким явлением, как «имидж». В современной науке существует множество классификаций имиджа, мнений о его природе и функциях, коммуникативной сущности. Имидж региона, как часть внешнего мира, является продуктом речемыслительной деятельности человека, конструируется администрацией, СМИ, выдающимися деятелями различных сфер общества, населением. Нередко наравне с понятиями образа / имиджа территории как объектом исследований возникает стереотипное представление о том или ином регионе. Мир во всей своей полноте воспринимается человеком сквозь призму стереотипов, обусловливающих эффективное управление процессом восприятия информации. Образ региона - вещь сложная и трудноопределимая, которую нельзя свести только к экономическим факторам. В то же время и обращения к былым успехам оказываются недостаточными. Необходимо, чтобы прошлое начало работать на будущее, на формирование привлекательного образа, без которого невозможно преодолеть демографический спад, добиться притока инвестиций, привлечения высококвалифицированных мигрантов, создать конкурентные преимущества для региона в условиях глобализации. Анализ работ, посвященных указанным проблемам, позволяет автору высказать свою позицию и определить значимость речей губернатора и СМИ в формировании образа, имиджа и стереотипов региона.

Ключевые слова: образ, имидж, стереотипы, регион, губернатор, СМИ

Список литературы

Асплунд К., Котлер Ф., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест / Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. СПб., 2005.

Борисевич В. В. Образы вербально-конфликтных ситуаций // Культура народов Причерноморья. Симферополь: Таврический нац. ун-т им. В. И. Вернадского. 2003. № 44. С. 186–190.

Булгакова О. В. Лингвистическое моделирование имиджа в экономическом издании: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2009.

Быстрова Т. Ю. Аксиология бренда: к методологии культурного брендинга территории // PR в изменяющемся мире: Региональный аспект: Сб. ст. / Под ред. М. В. Гундарина, А. Г. Сидоровой, Ю. В. Явинской. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. Вып. 9.

Галумов Э. А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. М.: НЛО, 1996.

Гетманова А. Д. Логика: Учебник для вузов. М.: Омега-Л, 2009.

Глинчевский Э. И. Средства речевого воздействия в языке СМИ // Вестн. МГУ. 2005. № 5. С. 205–207.

Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. Б. Л. Еремина. М.: Юнитидана, 2003.

Желтухина М. Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М. 2004.

Задорин И. СМИ и политика в России: Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях. М.: Logos, 2000.

Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб.: Алетейя, 2003.

Кирюнин А. Е. Имидж региона как интериоризация культуры. М.: Изд-во РГГУ, 2007.

Клушина Н. И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ // Публицистика и информация в современном обществе / Под ред. Г. Я. Солганика. М., 2005.

Кубрякова Е. С. К определению понятия имиджа // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 2. C. 5–11.

Кубрякова Е. С., Демьянков В. З. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. М.: Ин-т языкознания. Тамбов: Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2007. № 4. С. 8–16.

Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. Минск: Этоним, 1995.

Липпман У. Общественное мнение: Пер. с англ. М., 2004.

Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: Крат. словарь. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2007.

Макарычев А. С. Глобальное и локальное: меняющаяся роль государства в управлении пространственным развитием // Политическая наука. 2003. № 3. С. 8–27.

Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1982.

Мельник Г. С. Mass-media. Психологические процессы и явления. СПб., 1996. С. 33.

Осипов Г. В. Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., фр. и чеш. яз. / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1998.

Перелыгина Е. Исследование имиджа в русле PR и социальной психологии // Советник. 2003. № 7 (91).

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. Киев, 2006.

Савицкий В. М. Применение образных средств в аргументативном дискурсе // Языковая личность: проблемы значения и смысла. Волгоград, 1994. С. 44–52.

Супрун В. И. Имидж региона – имидж страны // Имиджи Сибири / Под ред. В. И. Супруна. Новосибирск: Тренды, 2008.

Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М., 2002.

Шестопал Е. Б. Образы государств, наций и лидеров. М.: Аспект Пресс, 2008.

Шкловский В. Б. Об искусстве как о мышлении образами // Шкловский Б. В. Собр. соч.: В 3 т. М.: ИХЛ, 1974. Т. 3.