Название: Обращение к творческой лаборатории публициста П. Ребрина в ходе изучения публицистических жанров

Автор: Петрова Елена Игоревна

Организация: Омский государственный университет

Рубрика: История журналистики

Для цитирования: Петрова Е. И. Обращение к творческой лаборатории публициста П. Ребрина в ходе изучения публицистических жанров // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 6. С. 26–30.

Petrova E. I. The usage of creative laboratory of the publicist P.Rebrin during studying of publicistic genres. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2016, vol. 15, no. 6: Journalism, p. 26–30. (in Russ.)

УДК: 007

Аннотация: В статье рассматривается проблема обучения студентов направления «журналистика» основам публицистического мастерства в рамках курса «Основы журналистской деятельности». Автор представляет методический кейс, разработанный на материале рабочих дневниковых записей сибирского публициста Петра Ребрина. Рассматриваются такие понятия, как «публицистический образ», «авторское “я”, «авторская позиция»; сравниваются рабочие материалы автора и творческий результат, выраженный в очерковых произведениях. Даются примеры использования текстов П. Ребрина на практических занятиях со студентами. Так, его фронтовые дневники показывают, как автор вырабатывал навыки наблюдения за деталями, дают примеры их метафорического переосмысления. В более поздних материалах представлен опыт создания проблемного очерка, основанного на глубоком изучении жизни, трудовых и личных взаимоотношений героев. При изучении студентами публицистики не менее важной является возможность увидеть, как формировалась авторская позиция П. Ребрина, основанная на непредвзятом исследовании социальных противоречий. Богатый материал для этого предоставляет отраженная в рабочих дневниках публициста история создания очерка «Головырино, Головырино…» и текст самого очерка, также рассматриваемый на занятиях. Важный результат, к которому студенты приходят в процессе изучения творчества Петра Ребрина, это осознание масштаба его личности. Пример его творчества показывает, насколько важно для публициста постоянно развиваться как личность, относиться к жизни вдумчиво и внимательно. В итоге опыт знакомства с такой крупной личностью, как Ребрин, становится для начинающих журналистов важным развивающим, воспитывающим фактором.

Ключевые слова: методика преподавания, публицистика, очерк, авторская позиция.

Список литературы

Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М.: Вагриус, 1999. 416 с.

Петр Ребрин: за и против / Авт.-сост. И. Б. Гладкова. Омск: Полиграфический центр КАН, 2015. 144 с.

Ребрин П. Становление: Очерки. М.: Сов. писатель, 1989. 416 с.

Рубинов А. Операции без секретов. М.: Мысль, 1980. 174 с.

Соколов-Митрич Д. Реальный репортер. СПб.: Питер, 2012. 256 с.