Название: О зерванизме в религии античной Коммагены

Автор: Обухов Сергей Владимирович

Организация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Рубрика: Всеобщая история

Для цитирования: Обухов С. В. О зерванизме в религии античной Коммагены // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 8: История. С. 49–56.

Obukhov S. V. On Zurvanizm in the religion of Antique Commagena. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2016, vol. 15, no. 8: History, p. 49–56. (in Russ.)

УДК: 94 (3)

Аннотация: Статья посвящена проблеме зерванизма - древнеиранского религиозного течения в религии античной Коммагены в I в. до н. э. в эпоху правления царя Антиоха I (69-34 гг. до н. э.). Формирование доктрины зерванизма обычно относится к парфяно-сасанидской эпохе истории Древнего Ирана, хотя, безусловно, доктрина о Зерване как о божестве времени (аналог греческого Кроноса) формируется в очень раннюю эпоху. Однако, рассмотрев царские надписи времени Антиоха I, в которых упоминается «беспредельное время» или Зерван, автор статьи приходит к выводу, что говорить о господстве зерванизма в религии античной Коммагены не следует, по причине отсутствия в коммагенских царских надписях специфической терминологии и каких-либо указаний на развитую зерванистскую доктрину. Поэтому мы можем лишь говорить о «предзерванистских» представлениях, характерных для множества религий и сект позднеантичного Ближнего Востока и Ирана.

Ключевые слова: эллинизм, Коммагена, Антиох I, Зерван, «беспредельное время», эон, эсхатология, митраизм, маги.

Список литературы и источников

Аверинцев С. С. Эон // Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2.

Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Наука, 1987. 303 с.

Гиршман Р. М. Религии Ирана от VIII в. До н. э. до периода ислама // Культура Востока. Древность и раннее Средневековье. Л., 1978. С. 67–73.

Грантовский Э. А. Зерван // Мифы народов мира. М., 1991. Т. 1.

Дрезден М. Мифология Древнего Ирана // Мифологии Древнего Мира. М., 1977. С. 337–365.

Крупник И. Л. Зурванизм в древнем и раннесредневековом Иране. Опыт религиоведческой реконструкции. М.: ЛИБРОКОМ, 2014. 189 с.

Лелеков Л. А. Современное состояние и тенденции зарубежной Авестологии // Народы Азии и Африки. М., 1978. № 2. С. 189–207.

Лосев А. Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 206 с.

Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.; Л.: Соцэкгиз, 1938. 510 с.

Пичикян И. Р. Возрождение Большого клада Окса. Вторая часть клада Окса из коллекции Михо музея // ВДИ. 1998. № 1. С. 92–107.

Смагина Е. Б. Истоки и формирование преданий о царе демонов в манихейской религии // ВДИ. 1993. № 1. С. 40–57.

Чанышев А. Н. История философии Древнего Мира. М.: Парадигма, 2011. 607 с.

Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. М.: Вост. лит., 2004. 285 с.

Эзов Г. А. Об учении персидских магов. СПб., 1858. 58 с.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. М.: Академ. проект, 2009. Т. 2: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 679 с.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов, верований. М.: Академ. проект, 2011. 382 с.

Яценко С. А. Костюм Древней Евразии (ираноязычные народы). М.: Вост. лит., 2006. 662 с.

Benveniste E. Un Rite Zervanite chez Plutarque // JA. Paris, 1929. T. 215. No. 2. P. 287–296.

Boyce M., Grenet F. History of Zoroastrinism. Leiden: Brill, 1991. Vol. 3: Zoroastrinism under Macedonian and Roman Rule. 454 p.

Christensen A. Etudes sur le Zoreastrisme de la Perse antique. Kobenhavn: Munksgaard, 1928. 59 p.

Colpe C. Development of Religious Thought // Cambridge History of Iran. Cambridge, 1983. Vol. 3 (2): Seleucid, Parthian and Sassanid Periods. P. 819–865.

Dörner F. K. Arsameia am Flusse Nymphaios // Bibliotheca Orientalis. Leiden, 1952. Bd. 9. No. 3/4. S. 93–96.

Dörner F. K., Goell T. Die Ausgrabungen im Hierothesion des Mithridates Kallinikos von 1953–1956. Berlin, 1963. 340 S.

Dörner F. K., Naumann R. Forschungen in Kommagene. Berlin, 1939. 124 S.

Duchesne-Guillemin J. Ahriman et le dieu suprēme dans les mysteres de Mithra // Numen. Leiden, 1955. Vol. 2. P. 190–195.

Hallock R. C. Persepolis Fortifcation Tablets. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1969. 776 p.

Hoffmann G. Auszüge aus Syrischen Akten Persischen Märtyrer. Leipzig: Brockhaus, 1880. 372 S.

Jalabert L., Mouterde R. Inscriptions grecques et latines de la Syrie. Paris: P. Geuthner, 1929. T. 1. 136 p.

Lloyd S. The Art of Ancient Near East. Norwich: Thames and Hudson, 1974 (repr. 1961). 303 p.

Lommel H. Die Religion Zarathustras nach dem Avesta dargestellt. Tübingen: Mohr, 1930. 290 S.

Mellink J. M. Archaeology in Asia Minor // American Journal of Archaeology. Boston, 1984. Vol. 88. No. 4. P. 441–459.

Nyberg H. S. Questions de cosmogonie et de cosmologie mazdéennes II // JA. Paris, 1931. T. 219. P. 1–134.

OGIS – Dittenberger W. Orientis Graeci Inscriptiones Selectae. Leipzig: Hirzel, 1903. Vol. 1. 682 S.

Schaeder H. H. Urform und Fortbildungen des mani-chäischen Systems // Vorträge der Bibliothek Warburg 1924/1925. Leipzig, 1927. S. 65–157.

Spiegel F. Eränische Altertumskunde II. Religion, Geschichte bis zum Tode Alexanders der Grossen. Amsterdam: Oriental Press, 1971 (repr. 1871). 753 S.

Ved. – Avesta: the Sacred Books of the Parsis / Ed. by K. F. Geldner. Stuttgart: W. Kohlhammer, 1896. Part 3: Vendidad. 139 p.

Zaehner R. C. Zurvan. A Zoroastrian Dilemma. Oxford: Clarendon Press, 1955. 495 p.