Название: Композиция «больших стихотворений» Иосифа Бродского: принцип лейтмотивности

Автор: Азаренков Антон Александрович

Организация: Смоленский государственный университет, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4

Рубрика: Литературоведение

Для цитирования: Азаренков А. А. Композиция «больших стихотворений» Иосифа Бродского: принцип лейтмотивности // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 9: Филология. С. 208–214.

Azarenkov A. A. Joseph Brodsky`s "big poems" composition: leitmotif principle. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2016, vol. 15, no. 9: Philology, p. 208–214. (in Russ.)

УДК: 82 : 1

Аннотация: Рассматривается функционирование мотивной структуры «больших стихотворений» Иосифа Бродского, в частности, основополагающий принцип лейтмотивности, или формирование системы образов относительно одного доминирующего свободного мотива и его смысловых вариантов. Так, в «большом стихотворении» «Строфы» (1978) подобным «мотивным стержнем» является инвариант ухода. Этот главный мотив реализуется по-разному; небольшие семантические сдвиги позволяют выделить в нем мотивные вариации перемещения в пространстве, расставания, потери, уменьшения, течения времени, распада, а также мотив поэтического творчества как способа ухода от условностей земного существования. Динамика инварианта также предполагает его реализацию в противоположных мотивах соединения, встречи, находки (прятанья), одновременности, творческого бессмертия. Система образов стихотворения «Строфы», подчиняясь общим принципам поэтики Бродского, функционирует на трех семантических уровнях (условно - «биографическом», «эмпирическом» и «метафизическом»); инвариант ухода (распада) становится общим законом для всех трех ступеней абстрагирования поэтической интенции (разлука с возлюбленной - распад и беспрерывное движение материи - ход времени и поэтическое отчуждение). Эта связь вариантов главного мотива осуществляется как логически (тезис - антитезис - синтез), так и ассоциативно (использование возможностей языковой полисемии). Все вместе это обусловливает цельность объемного бесфабульного текста и риторические стратегии самого поэта.

Ключевые слова: Иосиф Бродский, «большие стихотворения», композиция поэтического текста, лейтмотив, инвариантный мотив.

Список литературы

Ахапкин Д. Иосиф Бродский после России. Комментарии к стихам И. Бродского (1972–1995): Моногр. СПб.: «Журнал “Звезда”», 2009. 132 с.

Верхейл К. Танец вокруг мира. Встречи с Иосифом Бродским: Авторский сборник / Пер. с нидерлан. И. Михайловой. СПб.: «Журнал “Звезда”», 2002. 272 с.

Глазунова О. И. Иосиф Бродский: американский дневник. О стихотворениях, написанных в эмиграции: Моногр. СПб.: Нестор-История, 2005. 374 с.

Двоенко Я. Ю. Система лирической коммуникации в книге И. Бродского «Новые стансы к Августе»: Структура, модели, стратегия: Дис. … канд. филол. наук. Смоленск, 2014. 283 с.

Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского: Моногр. СПб.: ЗАО «Журнал “Звезда”». 2007. 200 с.

Полухина В. П. Иосиф Бродский. Большая книга интервью: Моногр. М.: Захаров, 2000. 702 с.

Ранчин А. М. О Бродском. Размышления и разборы: Моногр. М.: Водолей, 2016. 248 с.

Силантьев И.В. Поэтика мотива: Моногр. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с.

Список источников

Бродский И. Соч.: В 7 т. СПб.: Пушкинский фонд, 1998–2001.