Название: Символика драгоценных камней: христианская традиция и новая интерпретация в проповедях XVII века

Автор: Заворина Татьяна Ивановна

Организация: Новосибирский государственный университет

Рубрика: Языкознание

Для цитирования: Заворина Т. И. Символика драгоценных камней: христианская традиция и новая интерпретация в проповедях XVII века // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 9: Филология. С. 160–175.

Zavorina T. I. Symbolism of gems: Christian tradition and new interpretation in the sermons of the seventeenth century. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2016, vol. 15, no. 9: Philology, p. 160–175. (in Russ.)

УДК: 811.161.1’04 +82-98

Аннотация: Цель работы - рассмотреть новые тенденции в интерпретации символа в сравнении с традицией христианской экзегетики на примере тематической группы «драгоценные камни». Источником нашего исследования послужили проповеди из «Ключа разумения» Иоанникия Галятовского (Киев, 1659-1660) и «Огородка Марии Богородицы» Антония Радзивиловского (Киев, 1676). Оба автора - выпускники Киево-Могилянской духовной академии, современники, проповеди их схоластические по характеру с ярко выраженными барочными чертами. Новый творческий метод работы с текстом - аллегорическая амплификация - определяет новое отношение автора к тексту как к объекту дискурсивного анализа. В рамках этого метода проповедник видит свою задачу в истолковании Священного Писания, в расшифровке символов, в поиске соответствий между символами и явлениями окружающей жизни. Возникают вопросы: какими приемами и нарративными источниками пользуется писатель барокко, почему традиционные символы «тонут» в смысловых импровизациях автора. И. Галятовский и А. Радзивиловский отклоняются от традиционной христианской экзегетики: акцентируя внимание на вторичных признаках (сверхъестественных, часто вымышленных, свойствах камней), они интерпретируют символику с точки зрения утилитарной ценности обозначаемых данными лексемами предметов. В результате символ, утрачивая анагогический (возвышенный) характер и лаконичность изображения, превращается в художественный (метафорический) образ.

Ключевые слова: символ, образ, драгоценные камни, проповедь, традиция.

Список литературы

Аксентон Ю. Д. Сведения о драгоценных камнях в Изборнике Святослава 1073 г. и некоторых других памятниках // Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. / Под ред. Б. А. Рыбакова. М.: Наука, 1977. С. 280–292.

Беседа Белоцерковская ректора Киево-Могилянской Коллегии Иоанникия Галятовского, бывшая 8 ноября 1663 г. Киев, 1857.

Борисова Т. С. К теории символа в церковнославянском языке // История языка: Межвуз. сб. научн. тр. Новосибирск, 1999. С. 20–27.

Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры. Subspecieaesthetica: В 2 т. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. Т. 1: Раннее христианство. Византия. 575 с.; Т. 2: Славянский мир. Древняя Русь. Россия. 527 с.

Ковтун Л. С. Азбуковники XVI–XVII вв. / Под ред. Д. С. Лихачева. Л.: Наука, 1989. 294 с.

Левшун Л. В. О слове преображенном и слове преображающем: теоретико-аналитический очерк истории восточнославянского книжного слова XI–XVII вв.: Моногр. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. 896 с.

Марковский М. Антоний Радзивиловский, южно-русский проповедник XVII в. Киев, 1894.

Пыляев М. И. Драгоценные камни. Репринтное издание 1888 г. М.: Х.Г.С., 1990. 404 с.

Сумцов Н. Ф. К истории южнорусской литературы XVII столетия. Киев, 1884. Вып. 2: Иоанникий Галятовский. 83 с.

Список источников

Андр. Кес. – Толкование на Апокалипсис Святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М.: Правило веры, 2008. 272 с.

Библия. Книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета в Синодальном переводе с комментариями и приложениями. М.: Рос. Библ. об-во, 2013.

БЭ – Библейская энциклопедия. Репринтное издание 1891 г. М.: Терра, 1991. 902 с.

ИГ – Галятовский И. Ключ разумения. Киев, 1659–1660. Л. 46 об. – 53 об.

Ник. Серб. – Николай Сербский. Символы и сигналы. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/simvoly-i-signaly  (дата обращения 10.06.2016).

ПТ – Палея Толковая / Под ред. Н. Л. Панкратова. М.: Согласие, 2002. 648 с.

Радзивиловский А. Огородок Марии Богородицы. Киев, 1676. Л. 183–191.

Физиолог / Подг. Е. Ванеевой. СПб.: Наука, 1996. 168 с.