Название: Языковое выражение учебно-педагогических действий на примере речи гуманитарной интеллигенции

Автор: Зюзина Ольга Николаевна

Организация: Новосибирский государственный университет

Рубрика: Языкознание

Для цитирования: Зюзина О. Н. Языковое выражение учебно-педагогических действий на примере речи гуманитарной интеллигенции // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 9: Филология. С. 53–59.

Zyuzina O. N. Linguistic expression of studying-and-teaching actions in conversational speech of scholars. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2016, vol. 15, no. 9: Philology, p. 53–59. (in Russ.)

УДК: 81’276.11

Аннотация: Рассматривается языковое выражение учебно-педагогических действий в разговорной речи представителей гуманитарной интеллигенции новосибирского Академгородка на материале записей бесед четырех разных информантов со студентами. Под учебно-педагогическими действиями понимается целый класс действий, объединяющих действия обучающего (педагогические действия) и обучаемого (учебные действия), имеющих социальный характер. Элементарное учебное действие, представляющее собой самостоятельное приобретение субъектом определенных навыков, не является социальным. С вхождением в ситуацию действия обучающего субъекта реализуется модель социального учебно-педагогического действия, которое становится официальным при определенных социальных условиях, таких как наличие конкретного социального института, в рамках которого совершается действие, временное ограничение для достижения целей учебно-педагогического процесса, официальное документальное подтверждение результата обучения, приобретение субъектами действия социальных статусов преподавателя и студента. В соответствии с актантной моделью социального действия, основанной на соотношении позиций социальных субъектов в типизированной ситуации действия, учебно-педагогическое действие представляет собой комплексное действие, соотносимое с разными актантными моделями: объектное действие социального изменения, коагентивное действие управления и содействия, контрагентивное действие двустороннего коммуникативного контакта и адресатное действие передачи информации. Конкретное учебное или педагогическое действие вписано в учебно-педагогическую деятельность, акцентирующую воспроизводимость процесса и, вследствие этого, деактуализирующую роль второго участника ситуации.

Ключевые слова: социальное действие, учебное действие, педагогическое действие, учебно-педагогическая деятельность, гуманитарная интеллигенция, разговорная речь, социальная семантика.

Список литературы

Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произведения: Пер. с нем. / Под ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. С. 602–643.

Ким И. Е. Следствие, цель и коммуникативное намерение в семантике социального действия: фрагмент языковой картины мира // Филология и человек. 2011а. № 2. С. 59–71.

Ким И. Е. Сопричастность и контроль в личной и социальной семантических сферах современного русского языка: Дис. … д-ра филол. наук. Красноярск, 2011б. 433 с.

Ковязина Н. В. Социальная семантика в высказываниях со значением движения и местоположения в современном русском языке: Дис. … канд. филол. наук. Красноярск, 2013. 211 с.

Парсонс Т. О структуре социального действия: Моногр.: Пер. с англ. / Под ред. В. Ф. Чесноковой. С. А. Белановского. М.: Академ. проект, 2000. 879 с.

Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. 204 с.

Ускова С. В. Концепт «Поступок» в русской языковой картине мира: семантико-синтаксический аспект: Дис. … канд. филол. наук. Красноярск, 2012. 178 с.

Филлмор Ч. Дело о падеже открывается вновь // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1981. Вып. 10. С. 496–530.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: Моногр.: Пер. с нем. / Под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. 379 с.

Шмелёва Т. В. Семантический синтаксис: Текст лекций из курса «Современный русский язык». Красноярск: Изд-во КГУ, 1988. 54 c.