Название: Парадоксальность самоидентификации в речи семейских Забайкалья

Автор: Дарбанова Надежда Александровна

Организация: Бурятский государственный университет, ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, 670000, Россия

Рубрика: Языкознание. Лексическая и грамматическая семантика: к юбилею Н.А. Лукьяновой

Для цитирования: Дарбанова Н. А. Парадоксальность самоидентификации в речи семейских Забайкалья // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 9: Филология. С. 106–111. DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-9-106-111

Darbanova N. A. Paradoxality of self-identification in the speech of Old Believers. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2017, vol. 16, no. 9: Philology, p. 106–111. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-9-106-111

DOI: 10.25205/1818-7919-2017-16-9-106-111

УДК: 811.161.1 + 81''282

Аннотация: Рассматриваются особенности самоидентификации, выраженные в речи забайкальских старообрядцев (семейских), одной из локальных этноконфессиональных групп русского населения Бурятии, отличающейся языковыми, культурно-бытовыми, религиозными чертами. Семейским свойственна диффузность самосознания: при отчетливом осознании своей групповой идентичности у них возникают затруднения с этнической и религиозной самоидентификацией. Определенная групповая самоидентификация семейских сосуществует с диффузностью их этнической, региональной и религиозной идентификации, которая обусловлена наивными, упрощенными представлениями, существующими в их сознании. Такая неопределенность находит выражение в парадоксальных противопоставлениях в рамках оппозиции «свой - чужой»: парадокс этнической самоидентификации - оппозиция «семейский - русский»; парадокс региональной идентификации (принадлежности к региону): а) оппозиция «семейский - сибиряк», б) оппозиция «семейский - расейский»; парадокс религиозной самоидентификации - оппозиция «православный - семейский». В ситуации внутренней самоидентификации конфессиональная принадлежность является первичной, а языковые и культурно-бытовые особенности - вторичными, осознаваемыми только в ситуации сопоставления при непосредственном контакте. В ситуации внешней идентификации на бытовом уровне примарными становятся языковые и культурно-бытовые признаки, а вторичным признаком - религиозный. Оппозиции «семейский - русский», «семейский - сибиряк», «семейский - православный» при ближайшем рассмотрении не парадоксальны и являются следствием развития диалектных значений слов сибиряк и православный. Оппозиция «семейский - русский» обусловлена выделенностью семейских на общем фоне русского населения Забайкалья благодаря контрастности и культурной значимости маркирующих эту группу идентифицирующих признаков. Фактор выделенности семейских способствует сохранности их как специфической группы русского народа, несмотря на «дрейф» идентичности.

Ключевые слова: самоидентификация, национальная идентичность, религиозная идентичность, говоры старообрядцев (семейских) Забайкалья.

Список литературы

Дарбанова Н. А. Лексикографическое описание экспрессивной лексики говоров старообрядцев Забайкалья. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. 222 с.

Майоров А. П. Словарь русского языка XVIII века: Восточная Сибирь. Забайкалье. М.: Азбуковник, 2011. 584 с.

СГССЗ – Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья / Т. Б. Юмсунова, А. П. Майоров, Н. А. Дарбанова и др.; под ред. Т. Б. Юмсуновой. Новосибирск: Издательство СО РАН, Научно-издательский центр ОИГГМ, 1999. 540 с.