Название: Образ цветка сирени как часть растительной символики в вборнике стихотворений Тэффи «Семь огней»

Автор: Денисова Екатерина Андреевна

Организация: Институт филологии СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Литературоведение

Для цитирования: Денисова Е. А. Образ цветка сирени как часть растительной символики в сборнике стихотворений Тэффи «семь огней» // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 2: Филология. С. 155–163. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-2-155-163

Denisova E. A. The image of the lilac flower as part of the floral symbolism in the Teffi`s collection of poems "The seven lights". Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018, vol. 17, no. 2: Philology, p. 155–163. (in Russ.) DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-2-155-163

DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-2-155-163

УДК: 821.161.1

Аннотация: Рассматривается цикл «Белая сирень» из сборника Тэффи «Семь огней» (1910). В нем лирическая героиня отождествляет себя с цветком сирени. Анализируется авторская картина мира через мифопоэтику цикла. Сирень для Тэффи была особенным цветком не только в поэзии, но и в жизни, это подтверждает ее переписка с друзьями. В статье реконструируется модель мира Тэффи, сформированная на основе созданного автором мифа о сирени. Выявляются особенности цикла, связанные с поэтикой символизма. Тэффи актуализирует миф Вл. Соловьева о Вечной женственности, трансформирует мотив знойности, заданный еще французскими символистами и поддержанный эстетикой отечественных поэтов. Цветок сирени никогда не занимал особого положения в поэзии символизма. Сирень Тэффи - это своеобразная пародия на оккультный символ розы, осознанное снижение ценностей символизма, насмешка над образами-символами. Она берет общие мотивы, но ставит в центр свое собственное ироническое мироощущение.

Ключевые слова: Тэффи, растительная символика, сирень, символизм, миф/

Список литературы

Белоусов А. Ф. Акклиматизация сирени в русской поэзии // Сборник статей к 70-летию проф. Ю. М. Лотмана. Тарту, 1992. С. 311–322.

Бычков В. В. Эстетика Серебряного века: пролегомены к систематическому изучению // Вопросы философии. 2007. № 8. С. 47–57.

Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия Серебряного века, 1890– 1917: Антология / Отв. ред. М. Л. Гаспаров, И. В. Корецкая. М.: Наука, 1993. С. 5–44.

Иванов Вяч. И. Cor Ardens – часть вторая // Иванов Вяч. И. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1974. Т. 2. С. 393–535.

Минский Н. М. Стихотворения. Издание второе. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1888. 246 с.

Николаев Д. Д. Концепция «книги» в творчестве Н. А. Тэффи // Творчество Н. А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины ХХ века. М.: Наследие, 1999. С. 20–40.

Соловьев Вл. С. Россия и Вселенская Церковь / Пер. с фр. Г. А. Рачинского. М.: Путь, 1911. 452 с.

Топоров В. Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 161–164.

Тэффи Н. А. Семь огней. СПб.: Шиповник, 1910. 120 c.

Тэффи Н. А. Собр. соч.: В 5 т. / Сост. И. Владимиров. М.: Книговек, 2011. Т. 5: Земная радуга: Сборник рассказов. Воспоминания. 400 с.