Название: Этнокультурная идентичность северных алтайцев в контексте города: символическое возрождение
Автор: Чемчиева Аржана Петровна
Организация: Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
Рубрика: Этнография народов Евразии
Для цитирования: Чемчиева А. П. Этнокультурная идентичность северных алтайцев в контексте города: символическое возрождение // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 7: Археология и этнография. С. 135–145. DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-7-135-145
Chemchieva A. P. Northern Altaian Ethnic-Cultural Identity in Urban Context: Symbolic Renaissance. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2018, vol. 17, no. 7: Archaeology and Ethnography, p. 135–145. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-7-135-145
DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-7-135-145
УДК: 39 + 316.722
Аннотация: Настоящая работа имеет своей целью выявление особенностей этнокультурной идентичности городских представителей трех групп северных алтайцев – кумандинцев, тубаларов и челканцев. Эмпирический материал был собран в г. Горно-Алтайске (Республика Алтай). Исследование показало, что северные алтайцы социально адаптированы к городским условиям жизни, однако они утрачивают традиционную культуру и родной язык. В статье показано, что эта тенденция обусловлена историческими факторами. Политика христианизации, тесное соседство с русскими людьми, смешанные браки имели большое русифицирующее влияние на северных алтайцев. Этнический ренессанс в 1990-е гг. оказал заметное воздействие на их самосознание. Сегодня они обладают выраженной культурной идентичностью. Однако культурная идентичность городских северных алтайцев приобретает новые формы. Она уже не привязана к уровню языковой компетенции или уровню владения общим кругом этнокультурных знаний. На передний край выдвигается символический компонент культурной идентичности.
Ключевые слова: Республика Алтай, Горно-Алтайск, северные алтайцы, урбанизация, этнокультурная идентичность
Список литературы:
Лярская Е. В. «Кому-то тоже надо и в городе жить...»: некоторые особенности трансформации социальной структуры ненцев Ямала // ЭО. 2016. № 1. С. 54–70.
Lyarskaya E. V. «Komu-to tozhe nado i v gorode zhit’…»: nekotorye osobennosti transformatsii sotsial’noi struktury nentsev Yamala [«Somebody Has to Live in the City Too…»: Specificities of the Transformation of Social Structure of the Yamal Nenets]. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographical Review], 2016, no. 1, p. 54–70. (in Russ.)
Маслов Д. В. Этничность и бюрократия: заметки о солидарности коренных малочисленных народов Республики Алтай // Сибирские исторические исследования. 2014. № 2. C. 60–82.
Maslov D. V. Etnichnost’ i byurokratiya: zametki o solidarnosti korennykh malochislennykh narodov Respubliki Al-tai [Ethnicity and Bureaucracy: Notes on Solidarity Among Indigenous People of Altai Republic]. Sibirskie istoricheskie issledovaniya [Siberian Historical Research], 2014, no. 2, p. 60–82. (in Russ.)
Поворознюк О. А. Городские аборигены БАМа: индустриальный бум, техносоциальные сети и борьба за ресурсы // ЭО. 2016. № 1. С. 23–41.
Povoroznyuk O. A. Gorodskie aborigeny BAMa: Industrial’nyi bum, tekhnosotsial’nye seti i bor’ba za resursy [The Urban Aborigines of the BAM Region: Industrial Boom, Technosocial Networks and Struggle for Resources]. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographical Review], 2016, no. 1, p. 23–41. (in Russ.)
Сатлаев Ф. А. Горный Алтай в период феодализма в России (XVII–XIX вв.). Горно-Алтайск:Юч-Сюмер, 1995. 191 с.191
Satlaev F. A. Gornyi Altai v period feodalizma v Rossii (XVII–XIX vv.) [Gorny Altai in Feudal Russia (17th – 19th centuries)]. Gorno-Altaisk, Yuch-Sumer Publ., 1995, 191 p. (in Russ.)
Функ Д. А. Введение к специальной теме номера // Сибирские исторические исследования.2014. № 2. C. 8–14.
Funk D. A. Vvedenie k spetsial’noi teme nomera [Introducing the Theme]. Sibirskie istoricheskie issledovaniya [Si-berian Historical Research], 2014, no. 2, p. 8–14. (in Russ.)
Хаховская Л. Н. Аборигены в городе: этнокультурный облик жителей Магадана // Сибир-ские исторические исследования. 2014. № 2. C. 39–59.
Khakhovskaya L. N. Aborigeny v gorode: etnokul’turnyi oblik zhitelei Magadana [Aborigines and the City: the Eth-no-Cultural Profile of Residents of Magadan]. Sibirskie istoricheskie issledovaniya [Siberian Historical Research], 2014, no. 2, p. 39–59. (in Russ.)
Чемчиева А. П. Социальные практики возрождения традиционных праздников (на примере коренных малочисленных народов Республики Алтай) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории практики. 2016. № 12-3 (74). C. 195–198.
Chemchieva A. P. Sotsial’nye praktiki vozrozhdeniya traditsionnykh prazdnikov (na primere korennykh malo-chislennykh narodov Respubliki Altai) [Social Practices of Reviving Traditional Festivals (at the example of indige-nous small peoples of the Altai Republic)]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice], 2016, no. 12-3 (74), p. 195–198. (in Russ.)
Швайцер П. Коренные народы и урбанизация на Аляске и на канадском Севере // ЭО. 2016.1. С. 10–22.
Schveitzer P. Korennye narody i urbanizatsiya na Alyaske i na kanadskom Severe [Indigenous Peoples and Urbaniza-tion in Alaska and the Canadian North]. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographical Review], 2016, no. 1, p. 10–22. (in Russ.)