Название: Об использовании старообрядцами сочинений оппонентов

Автор: Гурьянова Наталья Сергеевна

Организация: Институт истории СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия
Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Российская история

Для цитирования: Гурьянова Н. С. Об использовании старообрядцами сочинений оппонентов // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 8: История. С. 38–48. DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-8-38-48

Guryanova N. S. Old Believers’ Use of Opponents’ Written Folklore. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2018, vol. 17, no. 8: History, p. 38–48. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-8-38-48

DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-8-38-48

УДК: 94 (47).04 + 930.85

Аннотация: Статья посвящена анализу рукописных сборников и авторских сочинений, написанных старообрядцами в XVII–XVIII вв., с целью выяснить, каким образом они использовали фрагменты из сочинений своих идейных противников. Отмечено, что они унаследовали традиционное для книжника Древней Руси воспроизведение цитаты, чтобы опровергнуть аргумент, высказанный в защиту изменений, внесенных в обряд и богослужебную практику Русской церкви в результате церковной реформы. Показано, что постепенно старообрядцы стали использовать выписки из сочинений представителей официальной Церкви в качестве свидетельств, поддерживающих их точку зрения на спорный вопрос. Это позволило старообрядцам использовать фрагменты из антистарообрядческих произведений в авторских сочинениях и сборниках в качестве авторитетных аргументов, свидетельствующих о справедливости отстаиваемой ими точки зрения на результаты церковной реформы, начатой патриархом Никоном.

Ключевые слова: Русская православная церковь, церковная реформа, раскол, старообрядчество, рукописные сборники, сочинения, эсхатология

 

Список литературы

Бубнов Н. Ю. «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония в русской публицистике 3-й четверти XVII в. // Бубнов Н. Ю. Книжная культура старообрядцев: Статьи разных лет. СПб., 2007. С. 53–63.

Вознесенский А. В. К истории славянской печатной Псалтири. Московская традиция XVI–XVII веков. Простая Псалтырь. М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2010. 680 с.

Гурьянова Н. С. Рукописные сборники и оформление идеологии старообрядческого движения. Новосибирск: Изд-во «Апостроф», 2017. 230 с.

Журова Л. И. «Сказание о крестном знамении» Максима Грека (литературная и рукописная история, особенности адаптации памятника в новых культурных условиях // Памятники отечественной книжности: новые тексты, новые интерпретации. Новосибирск, 2007. С. 3–33.

Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв. М.: Изд. Гос. Ордена Ленина библиотеки СССР им. В. И. Ленина, 1958. 152 с.

Кудрявцев И. М. Сборник XVII в. с подписями протопопа Аввакума и других пустозерских узников // Записки отдела рукописей ГБЛ. М., 1972. Вып. 33. С. 149–212.

Никифорова М. Е. Бароний // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 347–348.

Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизданным текстам. (К истории северно-русской литературы XVII в.). СПб.: ОЛДП, 1916. 233 с.

Сапожникова О. С. Русский книжник XVII в. Сергий Шелонин. Редакторская деятельность. М.; СПб.: Изд-во «Альянс-Архео», 2010. 560 с.

Шашков А. Т. Максим Грек и идеологическая борьба в России во второй половине XVII – начале XVIII в. (Подделка и ее разоблачение) // ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33: Древнерусские литературные памятники. С. 80–87.

Шашков А. Т. «Обличение на Соловецкую челобитную» Юрия Крижанича и споры XVII в. вокруг наследия Максима Грека // Шашков А. Т. Избр. труды. Екатеринбург, 2013. С. 57–66.

 

Список источников

Стефан (Яворский). Знамения пришествия антихристова. М.: Печатный двор, нояб. 1703. 167 л.

Стефан (Яворский). Камень веры. М.: Синод. тип., окт. 1728. 574 л.

Увет духовный. М.: Печатный двор, сент. 1682. 272 л.