Название: Нестандартные лексемы в русскоязычной печати Беларуси: эффектность vs эффективность

Автор: Горегляд Елена Николаевна

Организация: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, Витебск, Республика Беларусь

Рубрика: Языки и дискурсы СМИ

Для цитирования:
Горегляд Е. Н. Нестандартные лексемы в русскоязычной печати Беларуси: эффектность vs эффективность // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6: Журналистика. С. 194–204. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-6-194-204
Goregliad E. N. Non-Standard Lexemes in Russian Language Periodicals in Belarus: Efficiency vs Effectiveness. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 6: Journalism, p. 194–204. (in Russ.) DOI 10.25205/ 1818-7919-2020-19-6-194-204

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-194-204

УДК: 811.161.1ʼ373ʼ276.6(476.5):70

Аннотация: В современных СМИ, в том числе белорусских, отмечается доминирование экспрессии над стандартом. Журналисты, формируя новые смысловые оттенки, создают нестандартные лексемы с двойной мотивацией. Анализ показал преобладание в русскоязычной печати Беларуси словообразовательных окказионализмов, созданных посредством морфологической аффиксации и сложения. Среди грамматических окказионализмов, своей формой актуализирующих семантику создаваемой единицы, наиболее частотны адъективные. Лексические окказионализмы возникают в результате контекстуального расширения или переосмысления значения нормативной лексемы. Замена, усечение или вставка звука в узуальную лексему создает фонетический окказионализм. Фразеологизированные сочетания окказионального характера менее частотны. Визуальной доступностью объясняется возрастание количества образований, полученных в результате шрифтовой актуализации элемента узуальной лексемы. Особую значимость в коммуникации журналиста и читателя приобретает проблема кода, поскольку в погоне за эффектностью может утратиться эффективность аттрактивного воздействия.

Ключевые слова: средства массовой информации, медиатекст, словотворчество, авторские новообразования, окказионализм, экспрессивность

 

Список литературы

Бабенко Н. Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ: Учеб. пособие. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1997. 84 с.

Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2003. 304 с.

Горегляд Е. Н. Графика как элемент языковой игры (на материале периодической печати Беларуси) // Язык и межкультурные коммуникации: Материалы III Междунар. науч. конф. Минск: БГПУ, 2011. С. 38–40.

Горегляд Е. Н. Языковые средства формирования межличностной аттракции в периодической печати Беларуси // Valoda-2011 / Valoda dažadu kultūru kontekstā. Zinātnisko rakstu krājums XXI. Atbildigā redaktore Svetlana Polkovnikova. Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2011. С. 361–366.

Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной газетной публицистики. М.: Изд-во МГУ, 1971. 266 с.

Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой массмедиа. СПб., 1999. 319 с.

Крысин Л. П. Русская литературная норма и речевая практика средств массовой информации // Журналистика и культура русской речи. 2007. № 1. С. 4–15.

Намитокова Р. Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1986. 156 с.

Николаева А. В. Когда не все средства хороши // Русская речь. 2001. № 3. С. 46–49.

Николина Н. А. «Скорнение» в современной речи // Язык как творчество. М., 1996. С. 309–317.

Николина Н. А. Контаминированные образования в современной речи: структура, семантика, функционирование // Языковые категории и единицы: синтагматический аспект. Материалы XII Междунар. науч. конф., посвящ. 65-летию каф. рус. яз. Владимир: Транзит-ИКС, 2017. С. 349–354.

Пекарская И. В. Какология // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия. Научно-методический бюллетень / Под ред. И. В. Пекарской. Абакан, 2003. Вып. 1. С. 264–272.

Петрова Н. Е., Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 160 с.

Плотникова Л. И. Словотворчество как феномен языковой личности. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. 332 с.

Рацибурская Л. В., Самыличева Н. А., Шумилова А. В. Специфика современного медийного словотворчества. М.: Флинта: Наука, 2015. 136 с.

Ремчукова Е. Н. Лингвистические пристрастия современных СМИ: феномен «полисемантики» // Русистика: Сб. науч. тр. Киев, 2010. Вып. 9–10. С. 56–65.

Ремчукова Е. Н. Лингвокреативные составляющие современных СМИ на фоне активных языковых процессов // Humaniora: Lingua Russica. Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика ХII. Активные процессы в русском языке диаспоры и метрополии. Тарту, 2009. С. 303–316.

Солганик Г. Я. Лексика газеты. М.: Высшая школа, 1981. 112 с.

Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М.: Астра-семь, 1996. 221 с.

Ханпира Э. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. М.: Наука, 1972. С. 245–317.