Название: «Бата беру» в культуре казахов – традиции и новации

Автор: Сарсамбекова Арна Сапаркалиевна 1, Баязитова Розалия Рафкатовна 2, Ботбайбекова Салтанат Карибаевна 1, Ибадуллаева Зылиха Омирбековна 1, Ярыгин Сергей Александрович 1

Организация:
1 Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан
2 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия

Рубрика: Этнография народов Евразии

Для цитирования:
Сарсамбекова А. С., Баязитова Р. Р., Ботбайбеков С. К., Ибадуллаева З. О., Ярыгин С. А. «Бата беру» в культуре казахов – традиции и новации // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 3: Археология и этнография. С. 131–141. DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-3-131-141
Sarsambekova A. S., Baiazitova R. R., Botbaibekova S. K., Ibadullayeva Z. O., Yarygin S. A. “Bata Beru” in Kazakh Culture – Traditions and Innovations. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 3: Archaeology and Ethnography, p. 131–141. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-3-131-141

DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-3-131-141

УДК: 39.392

Аннотация: Изучаются современные изменения в казахской традиции «бата беру» (благословение). Истоки этого обычая уходят корнями в раннее Средневековье. С переходом от традиционного общества к индустриальному, а затем и постиндустриальному данный обычай не утратил своего значения. Но вследствие социально-экономических преобразований смысловое содержание «бата» у казахов претерпело изменения. Например, связанные с кочевым укладом пожелания присутствия в доме Кыдыр ата, упоминания старшей жены и 12 детей и т. п. в настоящее время становятся архаизмами и практически не употребляются. Образование духовного движения «Ата Жол» (Путь предков) и появление медиумов, которые передают «бата» от имени святого, свидетельствуют об эволюционных процессах в традиции «бата беру» при стойком существовании в современном казахском обществе культа предков.

Ключевые слова: казахи, «Әулие бата», благословение, культ предков, этикет

 

Список литературы

Ақ бата: Бата сөздер. Алматы: Жазушы, 1992. 208 с. (на казах. яз.)

Бабалар сөзі: Жүзтомдық. Астана: Фолиант, 2003. Т. 93: Магиялық фольклор. 432 с. (на казах. яз.)

Баязитова Р. Р. Традиционный семейный этикет башкир. Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. 176 с.

Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир. XIX−XX вв. М.: Наука, 1991. 189 с.

Досмұхамедов Х. Д. Қазақтың халық әдебиеті. Алматы, 1928. 265 с. (на казах. яз.)

Ермекова Т. Н. Некоторые вопросы лингвокультурологии и благопожелания в казахском языке // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.  2015. № 11. С. 301−305.

Зиннатуллина Г. И. Народные медицинские знания сибирских татар (тоболо-иртышская группа): Дис. … канд. ист. наук. Казань: [б. и.], 2013. 182 с.

Кенжеахметұлы С. Жеті қазына. Алматы: Алматы кітап, 2007. 136 с. (на казах. яз.)

Қазақтың этнографиялық категориялар, ұғымдар мен атауларының дәстүрлі жүйесі. Энциклопедия. Алматы: DPS, 2011. Т. 1. 735 с. (на казах. яз.)

Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 451 с.

Маничкин Н. А. «Бата берүү»: кыргызская практика духовных благословений // Изв. Национальной академии наук Кыргызской Республики. 2015. № 3. С. 95−100.

Машимбаева А. Ж. Суггестивная форма казахских бата-пожеланий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 5 (23), ч. 2. C. 142−144.

Сарсамбекова А. С. Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы: Дис. … канд. ист. наук. Томск: [б. и.], 2009. 258 с.

Сулейменова Д. Д. Одна из древних форм традиционного быта казахов // Кочевые народы Юга России: исторический опыт и современность: Материалы Рос. науч. конф. с междунар. участием. Элиста: [б. и.], 2016. С. 382–386.

Хисамитдинова Ф. Г. Мифологический словарь башкирского языка. М.: Наука, 2010. 452 с.

Buyandelgeriyn M. Dealing with uncertainty: Shamans, marginal capitalism, and the remaging of history in postsocialist Mongolia. American Ethnologist, 2007, no. 1, p. 127–147.

Kendall L. Of hungry ghosts and other matters of consumption in the Republic of Korea: The commodity becomes a ritual prop. American Ethnologist, 2008, no. 35 (1), p. 154–170.

 

Полевые материалы авторов

Ахметова Мариям, 1961 г. р. Астана, Казахстан, сентябрь 2014 г.

Бердагулова Сагинтай, 1957 г. р. Астана, Казахстан, ноябрь 2012 г.

Калиева Гульбайра, 1970 г. р. Тюмень, Россия, ноябрь 2016 г.

Жанғабылова Ману, 1950 г. р. Кокшетау, Казахстан, август 2010 г.

Кенесарина Гульнар, 1954 г. р. Кокшетау, Казахстан, ноябрь 2005 г.

Морозов Олег, 1964 г. р. Тюмень, Россия, февраль 2017 г.

Наурызбекова Алмагуль, 1974 г. р. Астана, Казахстан, январь 2017 г.

Раздыков Болат, 1966 г. р. Петропавловск, Казахстан, август 2014 г.

Сарсамбекова Пуштан, 1925 г. р. Омск, Россия, август 2005 г.