Название: Городские и районные паблики как объект медиаисследований

Автор: Беленко Виктория Евгеньевна, Мордвинова Полина Алексеевна

Организация: Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Теория и практика массовой коммуникации

Для цитирования:
Беленко В. Е., Мордвинова П. А. Городские и районные паблики как объект медиаисследований // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 6: Журналистика. С. 122–130. DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-6-122-130

DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-6-122-130

УДК: 070

Аннотация: Актуальность исследования связана с возрастающей ролью пабликов «ВКонтакте» в формировании актуальной ежедневной повестки, в частности, связанной с городской жизнью. Новые практики «сетевой коммуникации» становятся следствием развития информационной инфраструктуры современного горожанина. Статья позволяет «внести» городские и районные паблики в актуальную повестку исследований. В ней показано, какое место на условной медиакарте занимает это явление. Определена его распространенность в Новосибирске, представлены количественные показатели аудиторий пабликов в наиболее популярной в Сибири социальной сети. В статье предпринимается попытка осмыслить, какая теория наиболее адекватна для формулировки дальнейшего исследовательского видения этого проявления социальности, ставшей «оплатформенной», и на какие вопросы может дать ответ более подробный анализ этих неорганизованных локальных практик, в которых находит отражение социальная, в том числе политическая, реальность.

Ключевые слова: социальные сети, социальные медиа, паблики, городские и районные паблики, общественно-политическая проблематика

 

Список литературы

Амзин А. А., Галустян А. Л., Гатов В. В., Кастельс М., Кульчицкая Д. Б., Лосева Н. Г., Паркс М., Паранько С. В., Силантьева О. М., Хаак Б. ван дер. Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / Под ред. С. Д. Балмаевой, М. М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.

Битков Л. А. Дивный новый мир социальных сетей, или Как публичные страницы убивают гражданскую журналистику и рождают нишевые сообщества // Вестник Челяб. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение, 2013. № 20 (311), вып. 79. С. 22–24.

Бурдьё П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007.

Винник В. Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. 2012. № 4 (55). С. 110–126.

Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25, №. 1. С. 90–100.

Воронкин А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 1. С. 92–97.

Донских А. Г. Правовой статус пабликов как источников информации для журналистов // Проблемы массовой коммуникации: Материалы Междунар. науч. конф., 16–18 мая 2019 г. Воронеж, 2019. С. 19–21.

Засурский Я. Н. Информационное общество в России: парадоксы элитарного Интернета // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2001. № 6. С. 4–13.

Золотухин А. А., Мажарина Ю. Н. Паблик СМИ как smm и комьюнити-площадка // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи. Екатеринбург, 2017. С. 40–45.

Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.

Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: Юнити-Дана, 2005. 384 с.

Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 494–505.

Качкаева А. Г., Кирия И. В. Долгосрочные тенденции развития сектора массовых коммуникаций // Форсайт. 2012. № 4. С. 6–18.

Качкаева А. Г., Кирия И. В., Коломеец К. Г., Лосева Н. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010. 200 с.

Котелкин А. И., Мусин М. М. Матрицы влияния: теория и практика экономического управления. Лето, 2003. 236 с.

Мажарина Ю. Н. Паблики-СМИ: от эрзаца до квалити // Коммуникация в современном мире: Материалы Всерос. науч. конф. 11–17 мая 2017 г. Воронеж, 2017. С. 140–142.

Манович Л. Язык новых медиа. М.: Ad Marginem, 2018. 399 с.

Морозова А. А. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте») // Вестник Челяб. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. 2015. № 5 (360), вып. 94. С. 240–249.

Пустовалов А., Градюшко А., Нигматуллина К. Городские СМИ vs районные паблики // Журналист. 2019. № 3. URL: https://jrnlst.ru/community-media (дата обращения 20.12.2020).

Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика. Психология. 2012. № 3 (10). С. 192–194.

Стрельников А. Н. Социальные сети: механизмы работы и пути развития. 2011. URL: http://www.rae.ru/forum2011/153/1796 (дата обращения 20.12.2020).

Bourdieu P. Sur le pouvoir symbolique. Annales, 1977, p. 405–411.

Certeau M. de, Mayol P. The Practice of Everyday Life: Living and cooking. Uni. of Minnesota Press, 1998, vol. 2.

Granovetter M. The Strength of Weak Ties. American Journal of Sociology, 1973, vol. 78, no. 6, p. 1360–1380.

Hall S. Encoding, decoding in the television discourse. In: Hall S., Hobson D. & Lowe P. (eds). Culture, Media, Language. London, Hutchinson, 1980, p. 19.

Poster M. Cyberdemocracy: Internet and the public sphere / Internet culture. New York, Routledge, 1997, p. 201–218.

The network society: a cross-cultural perspective. Ed. by Manuel Castells. Cheltenham; Northampton, MA, Elgar, 2004, 464 p.

Van Dijck J. The culture of connectivity: A critical history of social media. Oxford Uni. Press, 2013.

Walther J. B. Computer-mediated communication: Impersonal, interpersonal, and hyperpersonal interaction. Communication Research, 1996, vol. 23, no. 1, p. 3–43.