Название: Лингвовизуальная прагматика выносных элементов англоязычных интернет-медиатекстов

Автор: Ермолаева Елена Николаевна, Потапова Наталья Вадимовна

Организация: Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

Рубрика: Языки и дискурсы СМИ

Для цитирования:
Ермолаева Е. Н., Потапова Н. В. Лингвовизуальная прагматика выносных элементов англоязычных интернет-медиатекстов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 6: Журналистика. С. 247–262. DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-6-247-262
Ermolaeva E. N., Potapova N. V. Lingvovisual Pragmatics of Pulled-Out Elements in English-Language Internet Media Texts. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 6: Journalism, p. 247–262. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-6-247-262

DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-6-247-262

УДК: 070.41 + 811.111

Аннотация: На сегодняшний день изучение прагматики медиатекстов является одним из приоритетных направлений в медиалингвистике. Прагматический потенциал медиатекста реализуется посредством симбиоза его вербального, невербального и мультимедийного компонентов, которые в равной степени способны оказывать мощное воздействие на массовое сознание. В статье описывается лингвовизуальная прагматика так называемых «выносных» элементов англоязычных интернет-медиатекстов, которые до настоящего момента не становились предметом исследования ученых. Доказано, что выносные элементы, являясь неотъемлемым атрибутом современного текста СМИ, выполняют ряд функций, главными из которых являются информативная, аттрактивная, воздействующая, интегративная и идеологическая. Комплексное исследование сущности данного явления с учетом его актуализации на структурном и содержательном уровнях представляется необходимым и релевантным для медиалингвистики на современном этапе ее развития.

Ключевые слова: медиадискурс, медиатекст, выноска, выносная цитата, блочная цитата

 

Список литературы

Андрианова К. В., Фаткуллина Ф. Г. Медиатекст как фактор формирования массового сознания (на примере телевизионной передачи М. Шевченко «В контексте» «Судите сами») // Вестник Башкир. ун-та. 2012. Т. 17, № 3 (1). С. 1476–1478.

Боброва Л. Г. Прагматика сетевого информационного текста (на материале английского языка): Дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. 170 с.

Болотнова Н. С. Отражение медийных коммуникативных универсалий в медиатекстах разных жанров // Сибирский филологический журнал. 2017. № 1. С. 149–160.

Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2006. Вып. 20. С. 180–189.

Выровцева Е. В., Симакова С. И. Инфографика как тип публицистического текста: позиция автора // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 6: Журналистика. С. 104–114.

Голев Н. Д., Ким Л. Г. Вариативно-интерпретационное функционирование текста (к вопросу о расширении границ лингвистической вариантологии) // Вестник Челяб. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. 2009. № 27 (165), вып. 34. С. 12–20.

Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М.: Едиториал УРСС, 2005. 288 с.

Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М., 2020. 180 с.

Домбровская А. Ю. Социокультурные функции медиатекста // Медиатекст: стратегии – функции – стиль / Отв. ред.Л. И. Гришаева, А. Г. Пастухов, Т. В. Чернышова. Орeл: Горизонт, 2010. С. 128–138.

Еремина Е. А. Множественность форм прагматического воздействия англоязычного медиадискурса: Дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 287 с.

Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. СПб.: СКИФИЯ, 2008. 407 с.

Казак М. Ю. Специфика современного медиатекста // Современный дискурс-анализ. 2012. Вып. 6. С. 30–41.

Кирия И. B. Что такое мультимедиа? Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010. С. 13–29.

Клеменова Е. Н., Кудряшов И. А. Персуазивная функция массмедийных текстов: эвиденциальность и эпистемическая модальность // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 6. С. 93–99.

Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12 (83). Вып. 6. С. 13–21.

Кошкарова Н. Н. Новостные жанры: реализация моделей конфликтного и кооперативного типов дискурса // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, № 6. С. 146–150.

Кульчицкая Д. Ю. Мультимедийность и СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2. C. 45–56.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Негрышев А. А. К макроструктурной типологии текстов новостных жанров // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2011. № 1. С. 228–244.

Потапова Н. В. Характеристики гипотекста электронного новостного дискурса, обусловленные возрастом адресата и не зависящие от него: Дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2019. 255 с.

Рогозина И. В. Функции и свойства медиатекста как гетерогенной когнитивной структуры // Медиатекст: стратегии – функции – стиль / Отв. ред. Л. И. Гришаева, А. Г. Пастухов, Т. В. Чернышова. Орел: Горизонт, 2010. C. 119–127.

Романцова Т. Д. Язык и стиль современных медиатекстов: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. 235 с.

Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры. М.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 382 с.

Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2005. № 2. С. 7–15.

Тертычный А. А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 6 (149), вып. 17. С. 172–179.

Чернышова Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России: Дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2005. 577 с.

Ширяева О. В. Информационно-аналитический медиадискурс: прагмасемантический, когнитивный и коммуникативный аспекты (на материале российской деловой прессы): Дис. … д-ра филол. наук. Майкоп, 2015. 692 с.

Dijk T. A. van. News as discourse. Hillsdale, New Jersey, Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1988.

French N. InDesign Type: Professional Typography with Adobe InDesign. Pearson Education, 2010, 288 р.

Ihlstrom C. The Evolution of a New(s) Genre: Doctoral Dissertation. Gothenburg Studies in Informatics, 2004, 162 p.

Kopaleishvili N. Expression of Subjectivity in Media Genres. Language and Semiotic Studies, 2019, vol. 5, no. 1, p. 65–83.