Название: Об эсхатологии и религиозности населения России в XVII веке

Автор: Наталья Сергеевна Гурьянова

Организация:
Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Российская история

Для цитирования:
Гурьянова Н. С. Об эсхатологии и религиозности населения России в XVII веке // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 8: История. С. 23–33. DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-8-23-33
Gurianova N. S. Eschatology and Religiosity of the People in Russia in the 17th Century. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 8: History, pp. 23–33. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-8-23-33

DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-8-23-33

УДК: 94 (47)«16» + 281.93

Аннотация: Статья посвящена исследованию религиозности населения России в XVII в. Обращение к анализу эволюции эсхатологического учения на Руси предоставило возможность сделать вывод о том, что после периода Смуты Русская церковь с целью преодолеть духовный кризис в обществе способствовала обострению внимания паствы к вопросам о конечных судьбах мира и человека. Церковная реформа, начатая патриархом Никоном, была воспринята частью общества как проявление признаков наступления царства антихриста. Это вполне объясняется тем, что для защитников старого обряда была характерна религиозность средневекового типа. Обращение к творческому наследию патриарха Никона периода его ссылки позволило сделать вывод, что и он, пытаясь доказать несправедливость лишения его патриаршего достоинства, тоже апеллировал к эсхатологическому учению. В статье показано, что не только для противников церковной реформы, но и для реформаторов характерна была религиозность средневекового типа.

Ключевые слова: Русская церковь, XVII в., религиозность, эсхатология, реформа, раскол

 

Список литературы

Алексеев А. И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV – начала XVI в. СПб.: Алетейя, 2002. 352 с.

Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. 416 с.

Гурьянова Н. С., Крамми Р. О. Историческая схема в сочинениях писателей выговской литературной школы // Старообрядчество в России (XVII–XVIII вв.). М., 1994. С. 120–138.

Демидова Л. Д. Об истоках традиции почитания мучеников за веру у старообрядцев // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI–XXI вв. Новосибирск, 2015. С. 41–57.

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: В 2 т. М.: Институт ДИДИК, 2006. Т. 1: Духовные движения XVII века. С. 42–347.

Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа. М.: Индрик, 2003. 248 с.

Лурье В. М. Три эсхатологии. Русская эсхатология до и после великого раскола // Мир православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 150–178.

Поздеева И. В., Пушков В. П., Дадыкин А. В. Московский печатный двор – факт и фактор русской культуры. 1618–1652: от восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона. Исследования и публикации. М.: Мосгорархив, 2001. 544 с.

Пулькин М. В. Самосожжения старообрядцев (середина XVII – XIX в). М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2013. 336 с.

Румянцева В. С. Народное движение в России в XVII веке. М.: Наука, 1986. 264 с.

Савельева Н. В. К вопросу о допечатной традиции «Книги о вере» иеромонаха Гедеона, игумена Бизюкова монастыря: из истории бытования списка М. А. Оболенского // Старообрядчество в России (XVII–XX века). М., 2013. Вып. 5. С. 15–38.

Сапожникова О. С. Русский книжник XVII века Сергий Шелонин. Редакторская деятельность. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. 560 с.

Сахаров В. А. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула: Тип. Н. И. Соколова, 1879. 249 с.

Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М.: Индрик, 1998. 416 с.

Срезневский И. И. Сказания об Антихристе в славянских переводах: Описания рукописей и выписки из них. М.: КРАСАНД, 2012. 232 с.

Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667–1676 годов. М.: ОГИ, 2009. 352 с.

Шашков А. Т. «Самовидцы» Пустозерской «казни» 14 апреля 1670 года // Шашков А. Т. Избранные труды. Екатеринбург, 2013. С. 151–162.

Crummey R. O. The Miracle of Martyrdom: Reflections on Early Old Believer Hagiography. In: Crummey R. O. Old Believers in a Changing World. DeKalb, 2011, pp. 85–96.

Michels G. B. At War with the Church. Religious Dissent in Seventeenth-Century Russia. Stanford, Stanford Uni. Press, 1999, 354 p.

 

Список источников

«Записка» очевидца о «казни» Лазаря, Федора и Епифания в Путозерске 14 апреля 1670 г. с фрагментами текста Аввакума // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. М., 1989. Кн. 2. С. 404–406.

Книга соборных Деяний 1667 г. // Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые братством св. Петра митрополита. М., 1876. Т. 2, ч. 2: Акты, относящиеся к собору 1666–1667 года. 430 с.

Никон, патриарх. Возражение, или Разорение смиреннаго Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисее Ликаридиусу, и на ответы Паисиовы // Никон, патриарх. Труды. М., 2004. С. 197–464.

Сборник из 71 Слова. М., 1647. 876 л.