Название: Художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» (тема и тематические мотивы)

Автор: Людмила Николаевна Синякова

Организация: Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Литературоведение

Для цитирования:
Синякова Л. Н. Художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» (тема и тематические мотивы) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 9: Филология. С. 75–84. DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-9-75-84
Sinyakova L. N. Teleology of A. P. Chekhov’s Story “My Life” (Theme and Thematical Motifs). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 9: Philology, pp. 75–84. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-9-75-84

DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-9-75-84

УДК: 82-3

Аннотация:
Исследуется художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» в ее тематическом и мотивном аспектах. Художественная телеология, направленная на создание целостности эстетического восприятия, обнаруживается во всех смыслопорождающих структурах текста. Тематика манифестирует ценностное целеполагание автора, равно как и ведущую интенцию автора / текста.
Тематически исследуемая повесть представлена в качестве исповеди-биографии героя (жанровый аспект тематики), поисков жизненного пути (проблемный аспект тематики) и взаимодействия главного героя с окружающим микромиром (сюжетный аспект тематики). Ведущими становятся мотивы социального статуса; необходимости труда; подлинной или ложной жизни, основным маркёром которой является этика труда; и, наконец, ответственности за Другого. В рамках последней мотивно-тематической группы развивается важный в сюжетной конструкции повести мотив игры. Названные тематические мотивы формируют тематический состав и сюжетную композицию произведения, указывая на заложенное в нем эстетическое (ценностное) целеполагание.
Позиция Мисаила Полознева, героя-рассказчика, осуществляется в идеологическом споре с отрицающим самостоятельность выбора героя отцом; с излагаемой доктором Благово позитивистски ориентированной философией прогресса; с обитателями города, для которых социальный статус заменяет личность / лицо. Риторически в поэтике повести доминируют три высказывания: Маши Должиковой («Всё проходит»), Мисаила Полознева («Ничто не проходит») и маляра Редьки («Тля ест траву, ржа – железо, а лжа – душу»). Декларация жизни-игры, свернутая до афористического суждения царя Давида («Всё проходит»), является в восприятии героя этически несостоятельной. В его экзистенциальном опыте – «Ничто не проходит» – заключен главный этико-философский вывод повести и основная мысль чеховского творчества – о необратимости поступков человека, моральной ответственности за Другого. Этическая формула Редьки, своего рода двойника героя, фразеологически закрепляет итог жизненных испытаний Мисаила Полознева.
Повесть А. П. Чехова «Моя жизнь» телеологически оформляет этическую философию автора, утверждающую творческую самостоятельность человека и его персональную свободу и ответственность.

Ключевые слова: телеология, тематика, мотив, этическая философия

 

Список литературы

Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 6–71.

Богодерова А. А. Сюжетная ситуация ухода в русской литературе второй половины XIX века: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2011. 16 с.

Володина Н. В. «Телеология» как философско-эстетическая и историко-литературная категория // Stephanos. 2016. № 4. С. 172–181.

Живолупова Н. В. Достоевский и Чехов: аспекты архитектоники и поэтики. Н. Новгород: Дятловы горы, 2017. 268 с.

Зайцева Т. Б. Художественная антропология А. П. Чехова: экзистенциальный аспект (Чехов и Киркегор): Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2015. 42 с.

Линков В. Я. «Ничто не проходит бесследно…» О повести Чехова «Моя жизнь» // Вопросы литературы. 2005. № 3. С. 293–304.

Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. М.: Изд-во МГУ, 1995. 78 с.

Мысливченко А. Г. К вопросу о мировоззрении А. П. Чехова // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 95–105.

Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.

Родионова О. И. А. П. Чехов как мыслитель. Религиозные и философские идеи: Автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2013. 18 с.

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.: Худож. лит., 1972а. 543 с.

Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.: Худож. лит., 1972б. С. 23–87.

Скафтымов А. П. О повестях Чехова «Палата № 6» и «Моя жизнь» // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.: Худож. лит., 1972в. С. 381–403.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 187 с.

Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М.: Наука, 1985. Т. 9. 543 с.

Щеглов Ю. К. Три лекции о Чехове. Избранные темы и мотивы // Щеглов Ю. К. Избранные труды. М.: РГГУ, 2013. С. 508–574.