Название: Ева, Магдалина, самаритянка… (к типологии женских образов в романе Л. М. Леонова «Вор»)

Автор: Алена Олеговна Задорина

Организация: Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

Рубрика: Литературоведение

Для цитирования:
Задорина А. О. Ева, Магдалина, самаритянка… (к типологии женских образов в романе Л. М. Леонова «Вор») // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 9: Филология. С. 108–116. DOI 10.25205/ 1818-7919-2021-20-9-108-116
Zadorina A. O. Eve, Magdalina, Samaritian... (To the Typology of Female Images in the Novel of L. M. Leonov “Thief”). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2021, vol. 20, no. 9: Philology, pp. 108–116. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-9-108-116

DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-9-108-116

УДК: 82-31

Аннотация:
Представлены результаты анализа ключевых женских образов в романе Л. Леонова «Вор»: Маша Доломанова, Татьяна Векшина, Зинаида Балуева, Ксенья Бабкина – судьбы которых объединены типологической общностью. Актуальность исследования обусловлена переосмыслением роли женщины в современном мире и искусстве, и формирование героинь, несчастных в мире мужчин, в литературе 20 века развивалось в том числе под влиянием постреволюционной, послевоенной действительности, под действием урбанизации. Данный ракурс, несмотря на обширную историю исследования романа «Вор», практически не разработан учеными, но есть отдельные статьи, главы в монографиях леоноведов, поднимающих этот вопрос. Методологической основой исследования стали труды, посвященные поэтике мотива, образа. Для достижения цели были поставлены задачи: определение художественно значимых мотивов; сопоставление сюжетных линий с прецедентными текстами (преимущественно библейскими); объяснение деталей, уточняющих суть женских образов.
При помощи метода мотивного анализа были определены основные мотивы, участвующие в создании сюжетных линий каждой героини, и их варианты. Выделен мотив насилия, которые представлен в следующих алломотивах: сексуальное насилие (в том числе лишение невинности) – для всех героинь, кроме Зинаиды Балуевой; физическое насилие (избиение) – образы Маши Доломановой, Зинаиды Балуевой – и самоубийство (Ксенья Бабкина); психологическое насилие (как подавление воли, отсутствие заботы) – все героини. В рамках метода структурно-типологического анализа женские персонажи были соотнесены с полюсами бинарной оппозиции злая жена – добрая жена, восходящими к Св. Писанию. Обнаружено, что, помимо мотива насилия, присутствующего в сюжетной линии каждой героини, но обусловленного не волей лица, а случаем, женские характеры у Леонова объединяет мотив искушения, который позволяет оценить их индивидуальную позицию и объяснить трагический исход жизни.
В результате сделаны следующие выводы: женские образы в романе «Вор» сопоставимы с такими христианскими персоналиями, как Ева, Мария Магдалина, безымянная самаритянка, Татиана-мученица. Их судьбы определяются действиями или желаниями других героев, что, с учетом того, что собственного Бога они не нашли, приводит в итоге к отчаянию и безвозвратной гибели.

Ключевые слова: женские образы, роковой герой, злая жена, мотив насилия, Л. М. Леонов

 

Список литературы

Быков Д. Л. Лекции по русской литературе ХХ века. М.: Эксмо, 2019. Т. 2. 256 с.

Васильев В. К. Об архетипическом подходе к анализу женских образов-характеров (письменный и устный текст) // Сибирский филологический журнал. 2018. № 3. С. 142–153.

Вахитова Т. М. Художественная картина мира в прозе Леонида Леонова (структура, поэтика, эволюция): Монография. СПб.: Наука, 2007. 317 c.

Вахитова Т. М. Интертекстуальный флер роковых красавиц в прозе Леонида Леонова // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2011. Вып. 10. С. 28–37.

Исаев Г. Г. Проблема стилевой традиции Достоевского в прозе Леонида Леонова 1920-х годов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Горький, 1975. 23 с.

Минмин Я. Некоторые стилевые традиции в ранней прозе Л. Леонова: 1921–1925 гг.: Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2004. 150 с.

Осинский В. А. Идейно-творческая эволюция Л. Леонова от «Вора» к «Пирамиде»: сравнительно-типологический анализ двух романов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук:. М., 2004. 17 с.

Силантьев И. В. Мотивный анализ: Монография. Новосибирск, 2004. 239 с.

Солженицын А. И. Леонид Леонов – «Вор» (из «Литературной коллекции») // Новый мир. 2003. № 6. URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2003_10/Content/Publication6_3388/Default.aspx (дата обращения 31.01.2021).

Трубецкова Е. Г. «Текст в тексте» в русском романе 1930-х годов: Дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 1999. 219 с.

Хрулев В. И. Роман «Вор» в духовной биографии Леонида Леонова // Наш современник. 2014. № 5. С. 258–275.

Чиргадзе С. Л. Революционное поколение в романах Леонида Леонова «Вор» и Захара Прилепина «Обитель» // Русская революция 1917 года в гуманитарной парадигме: Материалы XXII Шешуковских чтений. М., 2017. С. 288–294.

Zadorina A. O. The Motif of the Gift in the Works of Leonid Leonov (1924–1953). Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2011, vol. 6 (4), pp. 837–845.

 

Список источников

Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. Т. 5: Месяц январь. С. 338–384.

Леонов Л. М. Собр. соч.: В 6 т. М.: Книжный клуб Книговск, 2013. Т. 2. 720 с.

Толкования Священного Писания. URL: http://bible.optina.ru/new:in:04:18 (дата обращения 31.01.2021).