Название: Социокультурная и профессиональная идентичность поколения советских «беби-бумеров» (по материалам глубинного интервью акторов научно-образовательного сообщества ОмГПУ)

Автор: Михаил Константинович Чуркин 1, Евгения Юрьевна Навойчик 2, Елена Викторовна Черненко 3, Наталья Ивановна Чуркина 4

Организация:
1–4 Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия
1 Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук, Тобольск, Россия

Рубрика: Российская история

Для цитирования:
Чуркин М. К., Навойчик Е. Ю., Черненко Е. В., Чуркина Н. И. Социокультурная и профессиональная идентичность поколения советских «беби-бумеров» (по материалам глубинного интервью акторов научно-образовательного сообщества ОмГПУ) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 1: История. С. 98–112. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-1-98-112
Churkin M. K., Navoichik E. Yu., Chernenko E. V., Churkina N. I. Sociocultural and Professional Identity of the Generation of Soviet “Baby-Boomers” (On the Materials of the Deep Interviews of the Actors of the Scientific and Educational Community of OmSPU). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2022, vol. 21, no. 1: History, pp. 98–112. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-1-98-112

DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-1-98-112

УДК: 94(470)

Аннотация: С опорой на методологические практики устной истории (oral history), метод глубинного интервью, воссоздаются условия, содержание и результаты социокультурной и профессиональной идентичности представителей научно-образовательного сообщества как части послевоенного поколения, родившегося в 1943–1953 гг. В качестве маркеров идентичности поколения беби-бумеров рассматриваются: совместный исторический опыт, сходные образцы и программы социализации, сложившиеся в эпоху «позднего социализма», а также общие ценностные структуры и иерархии, заданные воспитательным, образовательным и идеологическим контекстом эпохи. В рамках исследования выявлены этапы оформления личностных характеристик представителей поколения беби-бумеров, факторы и культурно-исторические условия формирования мировоззрения и социализации в процессе развития профессиональной карьеры, этические принципы научно-образовательной коммуникации сообщества в обстоятельствах социокультурного фона второй половины ХХ столетия.

Ключевые слова: поколение беби-бумеров, социокультурная и профессиональная идентичность, социальная адаптация, коммуникативное согласие

 

Список литературы

Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988. 126 с.

Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. М.: НЛО, 2014. 328 с.

Ассман А. Забвение истории – одержимость историей. М.: НЛО, 2019. 552 с.

Ватлин А. Ю. В поисках «истинного социализма»: историческое сознание поколения перестройки // Форум новейшей восточно-европейской истории и культуры. 2013. № 1. URL: http://www1.kueichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss19.html (дата обращения 04.07.2021).

Мангейм К. Проблема поколений // Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции. М., 2000. С. 8–63.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006. 873 c.

Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94–97.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987. 528 с.

Петрушихина Е. Б., Солодникова И. В. и др. Поколенческий подход в гуманитарных науках // Вестник РГГУ. Серия: Психология, педагогика, образование. 2016. № 4 (6). С. 139–150.

Рейли Д. Советские бэйби-бумеры. Послевоенное поколение рассказывает о себе и о своей стране. М.: НЛО, 2015. 544 с.

Шлезингер А. М., мл. Циклы американской истории. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 688 с.

Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: НЛО, 2014. 664 с.

Strauss W., Howe N. Generations. New York: William Morrow & Co., 1991. 538 p.