Название: Символизм и метафора в эстетике прихрамовых садов Кобори Энсю:

Автор: Елизавета Евгеньевна Малинина

Организация: Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Культура и искусство Восточной Азии

Для цитирования:
Малинина Е. Е. Символизм и метафора в эстетике прихрамовых садов Кобори Энсю: // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 10: Востоковедение. С. 102–109. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-10-102-109
Malinina E. E. Symbolism and Metaphor in the Aesthetics of the Temple Garden of Kobori Enshu:. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2022, vol. 21, no. 10: Oriental Studies, pp. 102–109. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-10-102-109

DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-10-102-109

УДК: 7.05 + 7.01 (520)

Аннотация: Художник, архитектор, мастер чайного ритуала и садового искусства, каллиграф, поэт Кобори Энсю оставил нам огромное наследие. На примере самых репрезентативных его архитектурных проектов и садов, несущих печать яркой индивидуальности мастера, можно судить о той роли, которую играет искусство в формировании атмосферы дзэнской обители, самого дзэнского мировоззрения. Особое место в творческой судьбе мастера занимает архитектурный ансамбль храма Кохо-ан при дзэнском монастыре Дайтокудзи. Этот храм мастер создавал исключительно для себя – таким, каким ему виделось идеальное храмовое пространство – уединенное, одухотворенное красотой, насыщенное символикой, смыслом, дзэнским подтекстом. Каждая деталь здесь выдает вкусы, художественные пристрастия, образ мыслей человека, воспринимавшего религиозные, философские идеи без отрыва от их художественно-эстетического воплощения. При всей значимости, какую имеет фигура мастера для истории японской культуры, в российском востоковедении отсутствуют исследования, посвященные творчеству этого универсально одаренного мастера.

Ключевые слова: дзэн-буддизм, художник, архитектор, храмовое пространство, сухой сад камней, чайная комната, символика, метафора, подтекст

 

Список литературы

Анагарика Говинда. Творческая медитация и многомерное сознание. М.: Беловодье, 2006. 317 с.

Григорьева Т. П. Япония: Путь сердца. М.: Новый Акрополь, 2008. 389 с.

Малинина Е. Е. Искусство, рождённое Безмолвием. Новосибирск: НГУ, 2016. 259 с.

Малявин В. В. Китай в XVI–XVII веках. М.: Искусство, 1995. 287 с.

Николаева Н. С. Японские сады. М.: Изобразительное искусство, 1975. 280 с.

Conder Josian. Landscape Gardening in Japan. Tokyo, New York, London, Kodansha International LTD, 2002, 160 p.

Covell J. C., Yamada Sobin. Zen at Daitoku-ji. Tokyo, New York, San Francisco, Kodansha International, 1974, 203 p.

Hayakawa Masao. The Garden Art of Japan. New York, Tokyo, 1977, 173 p.

Keane Mark P. Japanese Garden Design. Rutland, Vermont, Tokyo, Chirles E. Tuttle Co. Inc., 1996, 200 p.

Kuitert W. Themes, Scenes and Taste in the History of Japanese Garden Art. Amsterdam, Gieben Publ., 1988, 303 p.

Мидзуно Кацухико. Дзэн но нива [水野克比古。禅の庭]. Дзэнские сады. Kиото: Суйко, 1996. 62 c. (на яп. яз.)

Номура Кандзи. Кобори Энсю [野村勘治。小堀遠州]. Kиото: Цусинса пресс, 2008. 119 c. (на яп. яз.)