Название: К истории перевода первого закона живописи Се Хэ

Автор: Константин Константинович Петров

Организация: Институт восточных рукописей Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия

Рубрика: Культура, искусство и археология Китая

Для цитирования:
Петров К. К. К истории перевода первого закона живописи Се Хэ // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 4: Востоковедение. С. 42–49. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-4-42-49
Petrov K. K. The History of Translation of Xie He’s First Law of Painting. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2022, vol. 21, no. 4: Oriental Studies, pp. 42–49. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-4-42-49

DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-4-42-49

УДК: 9.93/94

Аннотация: Рассматривается история перевода на русский и западноевропейские языки важнейшего для китайской эстетической мысли принципа – первого закона живописи, сформулированного в V в. н. э. художником и мыслителем Се Хэ. Емкость и лапидарность формулировки закона открыли дорогу широкой комментаторской традиции и сделали его трактовку принципиально многозначной. Дискуссия об интерпретации первого закона столетиями шла среди китайских художников и теоретиков живописи и продолжается по сей день в мировой синологии. Отечественные и зарубежные китаеведы неоднократно обращались к данной проблематике и предложили значительное число вариантов перевода. Наиболее плодотворным представляется подход, при котором выбор перевода обусловлен результатами глубокого исследования генезиса, грамматики первого закона и анализа его интерпретации в конкретный исторический период. При этом выработка универсального перевода практически невозможна в силу постоянной эволюции трактовки первого закона внутри самой китайской художественной традиции, а потому справедливо мнение синологов, считающих правильным описательное толкование первого закона живописи.

Ключевые слова: Китай, эстетика, искусство, Се Хэ, «шесть законов живописи», ци юнь шэн дун, проблема перевода

 

Список литературы

Алексеев В. М. Труды по китайской литературе: В 2 кн. М.: Вост. лит., 2003. Кн. 2. 511 с.

Белозерова В. Г. Традиционное искусство Китая: В 2 т. М.: Русс. фонд содействия образованию и науке, 2016. Т. 1: Неолит – IX век. 648 с.

Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М.: Искусство, 1972. 160 с.

Главева Д. Г., Кобзев А. И., Неглинская М. А. Эстетика традиционной живописи // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. М.: Вост. лит., 2006. Т. 6 (доп.). Искусство. 2010. С. 151–170.

Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит., вступ. ст. и коммент. К. Ф. Самосюк. М.: Наука, 1978. 239 с.

Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975. 440 с.

История эстетики: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Русс. христ. гуманит. академии, 2011. 815 с.

Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера. М.: АСТ, 2004. 432 с.

Малявин В. В. Китайская эстетическая мысль // Духовная культура Китая: энциклопедия: В 5 т. М.: Вост. лит., 2006. Т. 1: Философия. 2006. С. 140–148.

Марахонова С. И. Николай Михайлович Попов-Татива (1883–1937). Переводчик, учёный, педагог и организатор московского востоковедения // Вост. архив. 2018. № 1 (37). С. 60–70.

Записи о классификации старой живописи / Пер. с кит. С. М. Кочетовой // Мастера искусства об искусстве. М., 1965. Т. 1. С. 64–65.

Попов-Татива Н. М. Несколько замечаний по поводу толкований шести законов китайской живописи. Предварительное сообщение // Учен. зап. Ин-та этнич. и нац. культур Востока. 1930. Т. 2. С. 53–71.

Самосюк К. Ф. Теория традиционной живописи // Духовная культура Китая: энциклопедия: В 5 т. М.: Вост. лит., 2006. Т. 6 (доп.): Искусство. 2010. С. 136–144.

Слово о живописи из Сада с горчичное зерно / Пер. с кит. Е. В. Завадской. М.: Изд-во В. Шевчук, 2001. 512 с. 

Acker W. R. B. Some T’ang and pre-T’ang texts on Chinese painting. Leiden, 1954, 414 p.

Cahill James F. The Six Laws and How to Read Them. Ars Orientalis. The Smithsonian Institution, 1961, vol. 4, pp. 372–381.

Goldin Paul R. Two notes on Xie He’s “Six Criteria” (liufa), aided by digital databases. In: T’oung Pao. Leiden, Boston, Brill, 2018, vol. 104, pp. 496–510.

Fong Wen C. Art as History: Calligraphy and Painting as One. Princeton Uni., 2014, 479 p.

Хуа лунь цункань [畫論叢刊] Собрание сочинений о живописи. Жэньминь мэйшу чубаньшэ, 1960. Т. 1. 432 с. (на кит. яз.)