Название: Дикая свинья в традиционном мировоззрении и обрядности бурят

Автор: Андрей Андреевич Бадмаев

Организация: Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

Рубрика: Этнография народов Евразии

Для цитирования:
Бадмаев А. А. Дикая свинья в традиционном мировоззрении и обрядности бурят // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 5: Археология и этнография. С. 145–156. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-5-145-156
Badmaev А. А. Wild Pig in the Traditional Worldview and Rituals of the Buryats. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2022, vol. 21, no. 5: Archaeology and Ethnography, pp. 145–156. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-5-145-156

DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-5-145-156

УДК: 398’54

Аннотация: Реконструируется комплекс бурятских традиционных представлений о дикой свинье и выясняется ее символика. Определено, что в мифологических воззрениях бурят образ дикой свиньи имеет неоднозначную характеристику. На лексических материалах и данных по малым жанрам фольклора бурят выяснено, что домашняя свинья являлась символом чувственности, бедности или, наоборот, материального благополучия. В то же время она связывалась с рядом негативных черт человека. Выявлено, что кабан символизировал храбрость, а также необдуманность поступков. Среди его биологических особенностей выделяли слух и обоняние. В традиционных воззрениях бурят это животное предстает в качестве тотема или кормилицы прародителей. Кроме того, вепрь олицетворяет мужское начало, наделяется символикой плодовитости и небесной воды. Выяснено, что в эпике бурят его образ имеет негативную коннотацию и связывается с мотивом души демонического существа. Показывается, что в традиционной обрядности голова кабана и, в частности, его бивни выполняют функцию апотропея. Образ животного ассоциируется с «игровым» духом гахай онгон. В шаманской поэзии вепрь является антропонимом (Гахай багша). На материалах по обрядности выделена его положительная коннотация, определяемая такими основополагающими значениями, как земля, небо. Доказано, что он несет символику плодородия и плодовитости. Выяснено, что его рассматривали как транспорт для божества. Вместе с тем он получает отрицательную характеристику, обусловленную оценкой кабана как вестника смерти.

Ключевые слова: этнография, фольклор, лексика, буряты, традиционное мировоззрение, шаманизм, буддизм, дикая свинья

Благодарности: Работа выполнена в рамках проекта НИР ИАЭТ СО РАН № FWZG-2022-0001 «Этнокультурное многообразие и социальные процессы Сибири и Дальнего Востока XVII–XXI вв.»

 

Список литературы

Аникин А. Е. Этимологический словарь русских диалектов Сибири: заимствования из уральских, алтайских и палеоазиатских языков. М.; Новосибирск: Наука, 2000. 768 с.

Бадмаев А. А. Мелкий рогатый скот в фольклоре и обрядности бурят // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 7: Археология и этнография. C. 157–168.

Бадмаев А. А. Образ и символика коня в мифологических воззрениях и обрядности бурят // Гуманитарные науки в Сибири. 2020. № 2. С. 33–39.

Балдаев С. П. Родословные предания и легенды. Забайкальские буряты. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. 368 с.

БАМРС – Большой академический монгольско-русский словарь. М.: Academia, 2001–2002. 2198 с.

БВС – Бурятские волшебные сказки. Новосибирск: Наука, 1993. 341 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 5)

БНС – Бурятские народные сказки. Волшебные. Бытовые. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. 188 с.

БРС – Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь: В 2 т. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2010. Т. 1: А–Н. 636 с.; Т. 2: О–Я. 708 с.

Бурчина Д. А. Героический эпос унгинских бурят: Указатель произведений и их вариантов. Новосибирск: Наука, 2007. 544 с.

Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 115 с.

Дмитриев С. В. Доместикация в Китае: попытка обобщения данных // Учен. зап. ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 17: Общество и государство в Китае. М.: ИВ РАН, 2015. Т. 45, ч. 1. С. 34–49.

Е Лун-ли. История государства киданей (Цидань го чжи). М., 1979. 608 с. (Памятники письменности Востока. Т. 35)

Евсенин И. Из бурятских примет // Сибирская летопись. 1916. № 9–10. С. 483.

Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. 436 с. (Тр. ИААЭ. Т. 14: Этнографическая серия, вып. 3)

КДРС – Краткий дагурско-русский словарь. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014. 236 с.

КРС – Хальмг-орс толь. Kалмыцко-русский словарь. М.: Русский язык, 1977. 768 с.

Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. М.: Наука, 1973. 439 с. (Памятники письменности Востока. Т. 10)

Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов. М.: Памятники исторической мысли, 2009. 456 с. (Источники по истории Сибири и Аляске из российских архивов. Т. 8, ч. 1: Герард Фридрих Миллер. Этнографические труды)

Митрошкина А. Г. Бурятская антропонимия. Новосибирск: Наука, 1987. 222 с.

Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят / Введ., пер. и примеч. Г. Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. 155 с.

Полтараднев П. Пушной промысел в Тункинском районе: процесс охоты на соболя // Жизнь Бурятии. 1929. № 1. С. 99–106.

Поппе Н. Н. Монгольский словарь Мукаддимат Ал-Адаб. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. 566 с. (Тр. ИВ АН СССР. Т. 14)

Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1881. 425 с.

РКС – Русско-калмыцкий словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1964. 803 с.

Спасский Г. И. Буряты или Братские // Сибирский вестник. 1824. Ч. 1–2, кн. 2. С. 22–86.

ФКД – Фольклор Курумчинской долины. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 137 с.

ХРС – Хамниганско-русский словарь. Иркутск: Оттиск, 2015. 364 с.

Цыбиктаров А. Д. Бурятия в древности. История (с древнейших времен до XVII века). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. Вып. 3. 266 с.

Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные: историко-лингвистическое исследование. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. 662 с.

Nanditha Krishna. Sacred Animals of India. New Delhi, Penguin Random House India Pvt. Ltd, 2014, 274 р.

 

Полевые материалы автора

Бильдуев С. О., 1929 г. р., с. Хойтогол Тункинского района Республики Бурятия. Дата записи – июнь 2001 г.

Сотнич Л. Б., 1932 г. р., с. Ранжурово Кабанского района Республики Бурятия. Дата записи – июль 2006 г.