Название: Особенности презентации направлений медиаобразовательной деятельности педагогов в 1920–1930-х годах в специализированном издании «Просвещение Сибири»
Автор: Елена Вениаминовна Евдокимова
Организация: Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Рубрика: Медиаобразование. Этика журналистики
Для цитирования:
Евдокимова Е. В. Особенности презентации направлений медиаобразовательной деятельности педагогов в 1920–1930-х годах в специализированном издании «Просвещение Сибири» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 6: Журналистика. С. 109–118. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-6-109-118
Evdokimova E. V. Features of Presentation of Media Educational Activities of Teachers in 1920–1930s in the Specialized Publication “Enlightenment of Siberia”. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2022, vol. 21, no. 6: Journalism, pp. 109–118. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-6-109-118
DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-6-109-118
УДК: 070(57)(09) + 97.0(09)
Аннотация: Рассматривается презентация медиаобразовательной деятельности педагогов на страницах специализированного журнала «Просвещение Сибири», выходившего в Новосибирске в 1920–1930-х гг. В статье проанализированы различные подходы к реализации учителями обучающего потенциала средств массовой информации: включение в уроки газетных публикаций, являвшихся основой для подготовки сообщений и докладов школьников, совместное слушание учителями и учениками радиопередач и дальнейшее их обсуждение, проведение педагогами кинолекций и киноуроков, содержавших комментирование учителем фрагментов художественного или учебного фильма. Автор приходит к выводу об особой роли печатного издания в распространении педагогического опыта и предлагает рассматривать профессиональный журнал «Просвещение Сибири» как медиаплощадку, способствующую становлению регионального медиаобразования в 1920–1930-х гг.
Ключевые слова: медиаобразование, стенгазета, детские печатные издания, радиогазета, учебные фильмы, кинематограф
Список литературы
Братцева О. А. Региональные педагогические журналы как источник самообразования учителей в период становления советской педагогики // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2015. № 9–10 (104). С. 4–10.
Вдовина Е. А. Художественное радиовещание в отечественной культуре: традиции и современность // Вестник ЧелГУ. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 99–105.
Горбаткова О. И. Специфические особенности развития отечественного медиаобразования на материале радио в советский период (1920-е годы) // Вестник Краснояр. гос. пед. ун-та. 2013. № 1. С. 267–272.
Горбаткова О. И., Федоров А. В. Идеологические и социально-политические основы отечественного массового медиаобразования в 1920-е годы // Медиаобразование. 2012. № 4. С. 37–45.
Жилавская И. В. Медиаобразование как новая старая функция СМИ // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 8. С. 66–79.
Жилавская И. В., Зубрицкая Д. А. История развития медиаобразования: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГПУ, 2017. 118 с.
Иванова Л. А. Линия кинообразования в педагогике России (конец XIX – XX в.) // Magister Dixit. 2012. № 2. С. 73–79.
Марченко Ю. Г. Журнал – предшественник одноименный: голоса времени // Сибирский педагогический журнал. 2004. № 1. С. 170–176.
Рикитянская М. Как детей учили слушать(ся): становление радиокружков в Советском Союзе // Университет итальянской Швейцарии (USI). 2017. Т. 27, № 5 (120). С. 141–162.
СМИ – Средства массовой информации Новониколаевска – Новосибирска. 1906–2006 гг.: Словарь-справочник / Сиб. отд-ние Рос. акад. наук, Гос. публ. науч.-техн. б-ка; сост. А. Л. Посадсков, И. В. Лизунова. Новосибирск, 2007. С. 228–229.
Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. 270 с.
Фатеева И. А. У истоков медиаобразовательных идей «критического мышления» и «медиаграмотности» в российской науке: Павел Блонский // Изв. Урал. федерал. ун-та. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 3 (165). С. 102–108.
Федоров А. В., Челышева И. В. Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.
Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 c.
Федоров А. В., Челышева И. В., Мурюкина Е. В., Горбаткова О. И., Ковалева М. Е., Князев А. А. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы / Под ред. А. В. Федорова. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 267 с.
Федоров А. В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 c.
Челышева И. В. Медиаобразование в России: от тоталитарной эпохи к «оттепели» (1935–1968) // Медиаобразование. 2005. № 2. С. 4–28.
Челышева И. В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 206 с.
Челышева И. В., Михалева Г. В. Сравнительный анализ истории, теории и практики российского и британского медиаобразования: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. И. В. Челышевой. М.: МОО «Информация для всех», 2016. 193 с.
Шариков А. В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // Медиаобразование. 2012. № 4. С. 61–76.