Название: Альтернативный вопрос в YouTube-интервью: лингвистический, прагматический, когнитивный аспекты

Автор: Ирина Всеволодовна Высоцкая

Организация: Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Медиатекст и медиадискурс

Для цитирования:
Высоцкая И. В. Альтернативный вопрос в YouTube-интервью: лингвистический, прагматический, когнитивный аспекты // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 6: Журналистика. С. 79–88. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-6-79-88
Vysotskaya I. V. The Alternative Question in YouTube-Interview: Linguistic, Pragmatic and Cognitive Aspects. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2022, vol. 21, no. 6: Journalism, pp. 79–88. (in Russ.) DOI 10.25205/ 1818-7919-2022-21-6-79-88

DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-6-79-88

УДК: 81'42 + 81'38 + 070

Аннотация: Альтернативный вопрос модели N1 или N1? рассматривается многоаспектно в лингвистическом, прагматическом, когнитивном аспектах. Это ситуативно или контекстуально неполное предложение. На основании регулярной неполной реализации языковой модели формируется самостоятельная синтаксическая конструкция, в которой идея выбора реализуется за счет грамматических, а не лексических средств. Вопрос такого типа широко используется в интервью на YouTube-каналах «вДудь» (признан иноагентом), «Осторожно: Собчак», «RTVI: Специальный гость», «Скажи Гордеевой». Он позволяет интервьюеру реализовать разные интенции и создать бинарные оппозиции на основе контекстуальной омонимии. Сценарии речевого поведения интервьюируемого могут реализовать стратегию кооперации или конфронтации. Альтернативный вопрос акцентирует бинарность мышления и воплощает стратегию поляризации.

Ключевые слова: культура вопрошания, альтернативный вопрос, многоаспектный подход, YouTube-интервью, бинарная оппозиция, поляризация мышления, конвергентное мышление

 

Список литературы

Амиров В. М., Мамедова С. Я. Интервью: от классического жанра к современным форматам (на примере программ «Вдудь» и «А поговорить?») // Изв. Урал. федерал. ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27, № 3. С. 30–37.

Бабайцева В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. М.: Дрофа, 2000. 640 с.

Бабайцева В. В. Синтаксис русского языка. М.: ФЛИНТА; Наука, 2015. 576 с.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. 704 с.

Ильенко С. Г. Об одном из синтаксических парадоксов: коммуникативное превосходство неполного предложения как следствие его структурной ущербности // Русистика: Избр. труды. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 47–56.

Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии интервьюера Юрия Дудя: взгляд лингвиста на медийный феномен массовой культуры // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 20, № 6: Журналистика. 2021. С. 263–277. DOI 10.25205/1818-7919-2021-20-6-263-277

Лукина М. М. Технология интервью: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. 188 с.

Максимова Н. В. Ответный вопрос в коммуникативной культуре // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, №. 6: Журналистика. С. 108–115. DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-6-108-115

Русская грамматика / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. Т. 2: Синтаксис. 709 с.

Тюпа В. И. Литература и ментальность. М.: Юрайт, 2020. 231 с.

Яблоновская Н. В., Езык А. В, Мустафаева Н. Д. Жанр интервью на платформе русскоязычного сегмента YouTube: трансформации и медиатехнологии // Учен. зап. Крым. федерал. ун-та им. В. И. Вернадского. Филологические науки. 2020. Т. 6 (72), № 4. С. 225–238.