Название: Структура власти и дисциплинарные техники в предвоенной советской школе

Автор: Ирина Владимировна Волкова

Организация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Рубрика: Российская история

Для цитирования:
Волкова И. В. Структура власти и дисциплинарные техники в предвоенной советской школе // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 8: История. С. 132–145. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-8-132-145
Volkova I. V. The Structure of Power and Disciplinary Techniques in the Pre-War Soviet School. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2022, vol. 21, no. 8: History, pp. 132–145. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-8-132-145

DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-8-132-145

УДК: 37

Аннотация: Статья посвящена малоизученной стороне деятельности предвоенной советской школы – исправлению дефектов в поведении и дисциплинированию учащихся, поставленными на повестку дня реформой школы 1930-х гг. и приближающейся войной. Нормализующая практика школы не вылилась в репрессивно-карательное давление на учеников с отклоняющимся поведением или нежелательными акцентуациями характера. При заданных «свыше» ограничениях на учительское применение негативных санкций к непокорным подросткам и заметном влиянии ученического актива на внутришкольные дела коррекционная работа школы получила направление, благоприятное для массы учащихся. Универсальной стратегией советской школы стала интеграция подростков в систему дополнительного образования и общественную работу с учетом их персональных склонностей. Эта деятельность содействовала усвоению социальных норм и продвижению в выбранной области внешкольных занятий каждого отдельного учащегося.

Ключевые слова: дисциплинарные техники, дополнительное образование, общественная работа, социализация

 

Список литературы

Андреев А. Л. Российское образование. Социально-исторический контекст. М.: Наука, 2008. 359 с.

Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.; СПб.: Сова, 2007. 383 с.

Богуславский М. В. ХХ век Российского образования. М.: Per se, 2002. 319 с.

Волкова И. В. Школа 1937 г. глазами историка (по архивным материалам) // Развитие личности. 2013. № 4. С. 206–238.

Гальмарини М. К. Морально дефективный, преступник или психически больной? Детские поведенческие девиации и советские дисциплинирующие практики 1935–1957 гг. // Острова утопии. Педагогическое социальное проектирование послевоенной школы. М., 2015. С. 107–151.

Григорьева О. А. Школьная театральная педагогика. М.; СПб.; Краснодар: Планета музыки, 2015. 255 с.

Дмитриева Н. Воспитательная работа в театральном кружке // Сов. педагогика. 1939. № 5. С. 82–89.

Днепров Э. Д. Новая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011. 456 с.

Лебедева М. В. Реформа советской школы 1930–1934 гг. в зеркале становления отечественной психологии // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 88–103.

Маслинский К. Правила поведения в советской школе. Ч. 1. Слово государства в устах учителя // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1. С. 56–72.

Полонская Н. Драматический кружок в сельской школе // Театр в школе. М., 1958. С. 22–30.

Слезкин Ю. Л. Дом правительства. Сага о русской революции. М.: АСТ, 2019. 1760 с.

Сомов В. А. Первое советское поколение: испытание войной. М.: АИРО-XXI, 2015. 176 с.

Сомов В. А., Сомова Д. В. Детство 1930-х: советская политика в области воспитания подрастающего поколения // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4. С. 121–127.

Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М.: РОССПЭН, 2008. 336 с.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem,1999. 480 с.

Элиас Н. Понятие фигурации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. № 3. С. 62–65.

Юинг Т. Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг. М.: РОССПЭН, 2011. 358 с.

Ewing T. E. The Teachers of Stalinism: Policy, Practice, and Power in Soviet Schools of the 1930s. New York, Peter Lang, 2002, 333 p.

Ewing T. E. A Precarious Position of Power: Soviet School Directors in 1930s. Journal of Educational Administration and History, 2009, vol. 41, no. 3, pp. 253–266.

Gallagher M. Are Schools Panoptic? Surveillance & Society, 2010, vol. 7, no. 3/4, pp. 262–272.

Holmes L. E. School and Schooling under Stalin. 1931–1953. In: Educational Reform in Post-Soviet Russia. London, New York, Frank Coss, 2005, pp. 56–101.

Holmes L. E. Power, Privilege, and Excellence in the Provinces, 1933–1945. Kirov, Loban, 2008, 124 р.

Kelly C. Children’s World. Growing Up in Russia. 1890–1991. New Haven; London, Yale Uni. Press, 2007, 714 p.

Livschiz A. Growing Up Soviet: Childhood in the Soviet Union. 1918–1958. PhD Diss. Stanford Uni., 2007, 1029 р.

Mathiesen T. The Viewer Society: Michel Foucault’s “Panopticon” Revisited. Theoretical Criminology: An International Journal, 1997, vol. 1, no, 2, pp. 215–232.

Merridale C. Ivan’s War. Inside the Red Army, 1939–1945. London, Faber & Faber, 2010, 352 p.

Reese R. Why Stalin’s Soldiers Fought: The Red Army’s Military Effectiveness in World War II. Modern War Studies. Kansas, Uni. Press, 2011, 386 p.

 

Список источников

 

Все о Гуле Королевой. Письма. Воспоминания / Сост. Е. Ракитина. СПб.; М.: Речь, 2019. 317 с.

Дневник девятиклассника (г. Самара) // Городок в табакерке. Детство в России от Николая II до Бориса Ельцина (1890–1990). Антология текстов. Взрослые о детях и дети о себе. М.; Тверь, 2008. Ч. 1. С. 381–394.

Дубровский Д. И. Воспоминания. Моим детям, внукам и правнукам. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2009. 472 с.

Зиновьев А. Русская судьба. Исповедь отщепенца. М.: Центрполиграф, 2000. 506 с.

Квок О. Г. Это было недавно… это было давно. Калининград: Янтарный сказ, 1995. 240 с.

Коршунов М., Терехова В. Тайны и легенды Дома на набережной. М.: Слово, 2002. 400 с.

Косинская школа Пермского края. История и современность. Сб. материалов / Сост. и науч. ред. Е. В. Протасова. Кудымкар, 2014. 234 с.

Лесскис Г. Политическая история моей жизни, или развитие социализма от утопии к действительности. М.: Onebook, 2019. 752 с.

Милановский Е. Учитель Божьей милостью // Арбатский архив. Историко-краеведческий альманах. 1997. Вып. 1. С. 424–429.

Морозова Н. Мое пристрастие к Диккенсу. Семейная хроника. ХХ век. М.: Новый хронограф, 2011. 352 с.

Наймарк Е. А. «Под твоей бессмертной сенью…». СПб.: Свет, 2019. 63 с.

Пирожкова В. Потерянное поколение. Воспоминания о детстве и юности. СПб.: Нева, 1998. 220 с.

Ряннель Т. Мой черный ангел. Воспоминания, или рассказы о себе, о треклятых тридцатых, роковых сороковых. Красноярск: Платина, 1996. 186 с.