Название: Особенности репрезентации образа Китая в современном лирическом цикле путешествий

Автор: Светлана Петровна Гудкова, Ольга Юрьевна Осьмухина, Виктория Александровна Самойленко

Организация: Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, Саранск, Россия

Рубрика: Литературоведение

Для цитирования:
Гудкова С. П., Осьмухина О. Ю., Самойленко В. А. Особенности репрезентации образа Китая в современном лирическом цикле путешествий // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 9: Филология. С. 118–127. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-9-118-127
Gudkova S. P., Osmukhina O. Yu., Samoylenko V. A. Representation Peculiarities of the Image of China in the Modern Lyrical Cycle of Travel. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2022, vol. 21, no. 9: Philology, pp. 118–127. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-9-118-127

DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-9-118-127

УДК: 821.161.1

Аннотация:
Цель статьи – изучить специфику функционирования лирического цикла путешествий в творчестве О. Седаковой, А. Кушнера, А. Уланова, предлагающих различные стратегии осмысления «чужих» реалий. Задачи: обозначить ключевые вехи формирования «китайского текста» в отечественной словесности; изучить особенности репрезентации образа Поднебесной современными поэтами. Научная новизна определяется тем, что впервые современный цикл путешествий о Китае анализируется в рамках специальной работы.
Методы исследования: историко-функциональный, типологический, метод целостного анализа. Было установлено, что современные авторы, опираясь на поэтическую концепцию Н. Гумилева в «Фарфоровом павильоне», в лирических циклах путешествий, посвященных Поднебесной, воспроизводят не столько конкретное географическое пространство, сколько духовную «составляющую» восточной страны, передают особенности «чужой» культуры и мировосприятия.

Ключевые слова: современная поэзия, цикл, лирический цикл путешествий, О. Седакова, А. Кушнер, А. Уланов

 

Список литературы

Варакина М. И. Идеи единства природы и человека в даосизме // Учен. зап. Забайкальского гос. гум.-пед. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. 2009. № 4. С. 75–80.

Зейферт Е. Китайское в новейшей русской поэзии: синхронная многомерность, идеограмма и взаимообогащение художественных элементов // НЛО. 2018. № 6. C. 45–50.

Дарвин М. Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы: В 4 т. М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. 3: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). С. 467–493.

Кондаков В. Б. Китайский текст и китайский контекст в русской литературе XIX века (к постановке проблемы) // Евразийский гуманитарный журнал. 2017. № 3. С. 123–127.

Красноярова А. А. «Китайский текст» русской литературы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2019. 23 с.

Ляпина Л. Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840–1860-х гг.: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1977. 22 с.

Ляпина Л. Е. Литературная циклизация (к истории изучения) // Русская литература. 1998. № 1. С. 170–178.

Ляпина Л. Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1999. 281 с.

Медведева Н. Г. Образ Китая в русской поэтической традиции (Н. Гумилев, О. Седакова, И. Бродский) // Вестник Удмурт. ун-та. 2008. № 1. С. 53–72.

Пороль П. В. Китай в рецепции поэтов Серебряного века (поэтика и эстетика): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2020. 25 с.

Раскина Е. Ю. Образы китайской культуры в творчестве Н. С. Гумилева // Вестник Вят. гос. ун-та. Серия Лингвистика. 2008. № 4. С. 93–98.

Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь: ТГУ, 1992. 124 с.

 

Список источников

Кушнер А. С. В Китае // Звезда. 2016. № 1. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2016/1/v-kitae.html (дата обращения 29.01.2022).

Седакова О. А. Китайское путешествие // М.: Эн Эф Кью / Ту Принт, 2001. URL: http://www.vavilon.ru/texts/sedakova1-10.html (дата обращения 02.02.2022).

Уланов А. М. Сплошной Китай // Знамя. 2004. № 6. URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2004/6/sploshnoj-kitaj.html (дата обращения 10.02.2022).