Название: Подготовка нормативно-правового и организационно-методического обеспечения деятельности первой казахской учительской школы в Оренбургском генерал-губернаторстве (70-е – начало 80-х годов XIX века)

Автор: Юлия Александровна Лысенко 1, Альбина Советовна Жанбосинова 2

Организация:
1 Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
2 Евразийский национальный университет имени Л. Гумилева, Астана, Республика Казахстан

Рубрика: Российская история

Для цитирования:
Лысенко Ю. А., Жанбосинова А. С. Подготовка нормативно-правового и организационно-методического обеспечения деятельности первой казахской учительской школы в Оренбургском генерал-губернаторстве (70-е – начало 80-х годов XIX века) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 1: История. С. 87–97. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-1-87-97
Lysenko Yu. A., Zhanbosinova A. S. The Preparation of Regulatory and Organizational-Methodological Support for the Activities of the First Kazakh Teachers’ School in the Orenburg Governorate (1870s – Early 1880s). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2023, vol. 22, no. 1: History, pp. 87–97. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-1-87-97

DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-1-87-97

УДК: 94(510).09:2

Аннотация: На основе материалов делопроизводства региональной администрации Оренбургского края, выявленной в Российском государственном историческом архиве, анализируется процесс становления системы среднепрофессионального педагогического образования для казахского населения Тургайской и Уральской областей. Выявлено, что открытию первой казахской учительской школы в г. Орске в 1883 г. предшествовала десятилетняя подготовительная работа Особой комиссии. В ее работе приняли участие оренбургский генерал-губернатор, губернаторы Уральской и Тургайской областей, чиновники Министерства народного просвещения, Казанского и Оренбургского училищных округов. В поле зрения Комиссии была разработка Положения о школе, определившего принципы и правила ее функционирования. Участники дискуссии обсуждали вопросы языка преподавания, содержания учебного процесса, квалификации выпускников, возможности их трудоустройства.

Ключевые слова: Оренбургский край, Российская империя, казахская учительская школа, педагогическое образование, казахский язык

Благодарности: Работа выполнения за счет средств гранта РНФ (проект № 19-18-00023)

 

Список литературы

Адельбаева Н. А. Исторический опыт становления и развития школьного образования в Казахстане в XIX – начале XX века: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Уральск, 2010. 24 с.

Вахрамеева Е. Д. Просветительская деятельность «Братства святителя Гурия» в Марийском крае // Марийский археографический вестник. 1997. № 7. С. 45–49.

Ефимов Л. А. Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья в последней трети XIX – начале XX века. Чебоксары: Изд-во Чуваш. пед. ун-та, 2000. 259 с.

Исхакова Р. Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX – начале ХХ века. Казань: Новое знание, 2001. 280 с.

Лысенко Ю. А. Региональные органы власти в имперском исламском дискурсе второй половины XIX в. (на примере генерал-губернатора Оренбургского края Н. А. Крыжановского) // Религиоведение. 2022. № 1. С. 5–14.

Лысенко Ю. А., Жанбосинова А. С., Омурова Ж. О. К вопросу о развитии русско-казахской аульной школы в областях Степного края (середина XIX – начало ХХ в.) // Вопросы истории. 2021. № 10-2. С. 138–147.

Любичанковский С. В. Политика аккультурации средствами просвещения исламских подданных Российской империи: исторический опыт Оренбургского края (середина XIX – начало XX в.). Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2018. 264 с.

Павлова А. Н. Основные принципы системы Н. И. Ильминского по просвещению нерусских народов Востока России в последней трети XIX века // Вестник Чуваш. ун-та. 2000. № 1–2. С. 29–35.

Рыгалова М. В. Подготовка учительских кадров на территории Степного края и Туркестанского генерал-губернаторства в конце XIX – начале ХХ в. // Культура и время перемен. 2020. № 2 (29). URL: http://timekguki.esrae.ru/pdf/2020/2(29)/553.pdf (дата обращения 05.09.2022).

Стурова М. В. Русско-казахские школы в системе государственного управления образовательным пространством Степного генерал-губернаторства начала XX в. // Народы и религии Евразии. 2018. № 3 (16). С. 88–98.